ФСБ назвала расследование Навального провокацией
Опубликованная Алексеем Навальным запись телефонного разговора с человеком, который якобы является сотрудником ФСБ и причастен к его отравлению, — это подделка, заявили в Центре общественных связей спецслужбы, впервые прокомментировав обвинения в покушении на оппозиционера.
«Использование способа подмены номера абонента — известный прием иностранных спецслужб, ранее не раз апробированный в антироссийских акциях, позволяющий исключить возможность установки реальных участников разговора», — заявили в ФСБ (цитата по «Интерфаксу»). В ЦОСе также сообщили, что начали проверку, по результатам которой «будет дана процессуальная оценка».
В ФСБ назвали опубликованное расследование отравления оппозиционного политика «спланированной провокацией, направленной на дискредитацию ФСБ и ее сотрудников». В ЦОС ФСБ уверяют, что это не было бы возможно без организационной и технической поддержки иностранных спецслужб.
21 декабря Навальный заявил, что связался по телефону с Константином Кудрявцевым, упомянутым в расследовании CNN, The Insider и Bellingcat. Он, по версии авторов расследования, мог участвовать в отравлении оппозиционера. Навальный опубликовал запись разговора с ним. На записи оппозиционер представляется помощником секретаря Совета безопасности и экс-директора ФСБ Николая Патрушева Максимом Сергеевичем Устиновым и заявляет, что пишет отчет для руководства.
Его собеседник заявил, что участники операции «обработали» одежду политика так, чтобы «не было следов там, ничего такого». В ответ на вопрос, почему Навальный выжил, его собеседник сказал: «Вот видите, стечение обстоятельств… Это тот самый такой вот плохой фактор, который в нашей работе, да, может быть», — и связал это с действиями врачей скорой и посадкой самолета.
Совместное расследование CNN, Bellingcat, The Insider и Spiegel было опубликовано 14 декабря. Его авторы заявили, что к отравлению оппозиционера причастны восемь сотрудников ФСБ, в том числе Кудрявцев. Выяснить их имена удалось благодаря биллингу телефонных разговоров, утверждали авторы статей.
Спустя три дня президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции назвал расследование «легализацией материалов американских спецслужб». По словам Путина, если Навальный действительно пользуется поддержкой американских спецслужб, сотрудники ФСБ, «конечно, должны за ним присматривать». Но это совсем не значит, что его травить нужно, кому он нужен-то», — говорил он тогда.
Навальному стало плохо 20 августа во время перелета из Томска в Москву. Самолет с оппозиционером на борту совершил экстренную посадку в Омске, политик впал в кому, его подключили к аппарату ИВЛ. Спустя два дня политика перевезли в берлинскую клинику «Шарите». Правительство Германии сообщило, что военные токсикологи обнаружили в организме политика следы яда, схожего с отравляющим веществом «Новичок». Позднее это подтвердили специалисты из Швеции и Франции, а также эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Омские врачи утверждали, что результаты анализов оппозиционера не показали следов ядов в его организме. В Кремле отвергли обвинения в причастности Москвы к отравлению Навального, а также указали, что ждут от Берлина официальных данных о ходе его лечения. 19 сентября Навального выписали из «Шарите». Он остался в Берлине для прохождения курса реабилитации.