Договорились без Асада: Совбез ООН одобрил резолюцию по Сирии
Первое согласие
Совет Безопасности ООН на заседании 18 декабря единогласно одобрил резолюцию по урегулированию конфликта в Сирии, сообщает Reuters. Это первый документ по Сирии за неполные пять лет, что в этой ближневосточной стране идет гражданская война, который удалось согласовать в Совбезе. Ранее Россия блокировала все попытки оказать давление на режим сирийского президента Башара Асада.
В согласованном в пятницу документе говорится о необходимости проведения переговоров между сирийскими властями и оппозицией, отмечает агентство. Переговоры будут проходить под эгидой ООН, они начнутся в январе 2016 года.
Одобренная резолюция также закрепляет контроль Совбеза ООН над реализацией договоренностей, которые группа международных переговорщиков достигла в ноябре этого года в Вене.
Проект резолюции также предполагает, что в ближайшие 18 месяцев после начала работы над проектом новой Конституции в Сирии должны пройти выборы под международным контролем. План действий был уточнен на встрече международной группы по делам Сирии, которая прошла в Нью-Йорке. Резолюция ООН была принята в поддержку ее работы. В ней приняли участие министры иностранных дел, в том числе Ирана, России, Саудовской Аравии, США и Турции.
Кого считать оппозицией
Одним из возможных препятствий для реализации документа может стать вопрос о том, какие из разрозненных повстанческих групп будут участвовать в переговорах с сирийским правительством и согласятся ли они вступить в диалог без гарантии отставки Башара Асада, отмечает The New York Times.
Западные страны и их союзники настаивают на наиболее широком списке участников из числа воюющих с Асадом оппозиционеров. Поддерживающие режим Асада страны (Россия, Ирак и Иран) хотят его ограничить. Составлением такого списка занимается иорданская сторона. «Имеющие членские билеты «Аль-Каиды» не удовлетворяют условиям, которые мы выставили для членов оппозиции», — критиковал предложения Запада накануне встречи в Нью-Йорке иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. С режимом Асада и «Исламским государством» сражаются и несколько радикальных салафитских группировок, в том числе и сирийское ответвление «Аль-Каиды» — «Джебхат ан-Нусра» (все перечисленные организации запрещены в России).
Конференция сирийских оппозиционных сил, состоявшаяся в начале декабря в столице Саудовской Аравии, вызвала у Москвы нарекания. «Среди приехавших в Эр-Рияд оказались лица, пользующиеся недоброй славой, включая представителей таких группировок, как «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам». Первая помимо прочего периодически осуществляла обстрелы посольства России в Дамаске. Боевики второй сражаются в одном строю с террористами из «Джебхат ан-Нусры» и входят вместе с ней в объединенную террористическую структуру «Джейш аль-Фатх», — объявил 12 декабря российский МИД, потребовав исключить из политического процесса «разномастных террористов».
Резолюция также оставляет открытым вопрос о том, могут ли другие повстанческие группировки быть обозначены как террористические организации, не участвующие в режиме прекращения огня. Документ подчеркивает необходимость достижения «общего понимания» в определении того, какие группы являются террористическими, а какие могут участвовать в политических переговорах с сирийским правительством.
Высокопоставленные американские чиновники рассказали The New York Times на условиях анонимности, что в пятницу, перед тем как Совбез ООН приступил к обсуждению проекта резолюции по Сирии, глава Госдепартамента США Джон Керри встретился с российским коллегой Сергеем Лавровым. Затем, по словам источников издания, Лавров и Керри встретились с представителями других государств — постоянных членов Совбеза ООН — Великобритании, Китая и Франции.
Асад — не проблема
В резолюции Совбеза нет точной даты начала работы над новой Конституцией и упоминания о том, сможет ли Асад баллотироваться на этих выборах.
Вопрос о политическом будущем Асада на встрече в Вене также оставили за скобками. На Западе его по-прежнему считают военным преступником, ответственным за гибель десятков тысяч людей, Москва и Тегеран видят в нем ключевого союзника в регионе. Сам сирийский президент в который раз объявил, что из-за желания Запада его сместить затягивается и война с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая группировка).
На протяжении последних нескольких месяцев с активизацией борьбы с «Исламским государством» позиции сторон сближаются. «США и наши партнеры не ищут смены режима в Сирии», — заявил на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым госсекретарь США Джон Керри. По его словам, не должны настаивать на немедленной отставке Асада как условии для начала переговоров и представители сирийской оппозиции. Но в конечном итоге в Вашингтоне по-прежнему не видят Асада у власти в Сирии после войны, дал понять дипломат.
«Госсекретарь ясно высказался, когда заявил, что у Асада нет возможности руководить будущей Сирией. Он отметил, что никто не должен насильно выбирать между диктатором и террористами, добавив, что перед нами остается вызов, как создать такие условия, чтобы этому появилась альтернатива», — заявил РБК официальный представитель посольства США Уильям Стивенс. Однако, как отмечает The New York Times, Керри настаивал на отставке Асада «более аккуратно, чем в предыдущие разы». По мнению же Al Jazeera, Керри был настолько мягок в этом вопросе, что ему пришлось сбалансировать свою позицию в четверг в Эр-Рияде на встрече с саудовским министром иностранных дел Аделем аль-Джубейром — Саудовская Аравия наравне с Турцией является категорическим противником режима Асада.
Москва посылает встречные сигналы. По данным Reuters, российские дипломаты дали понять западным коллегам, что не будут всеми силами настаивать на сохранении Асада у власти. «Русские в частных разговорах говорят, что согласятся на уход Асада по итогам переходного периода. Но пока они не готовы заявить об этом во всеуслышание», — заявил высокопоставленный источник в дипломатических кругах Reuters. Москва якобы в своей готовности отказаться от безоговорочной поддержки сирийского президента продвинулась значительно дальше Ирана, по-прежнему настаивающего на сохранении власти за Асадом.