Страсбург обязал итальянцев признать однополые гражданские союзы
Европейский суд по правам человека единогласно постановил во вторник, что отсутствие в итальянском законодательстве норм, признающих однополые союзы, является нарушением права на уважение частной и семейной жизни, гарантированной ст.8 Европейской конвенции по правам человека.
Италия обязана регистрировать
Дело касалось жалобы трех гомосексуальных пар, которые в соответствии с итальянским законодательством не имеют возможности вступить в брак или в любой другой тип гражданского союза. Пары подали иски в ЕСПЧ после того, как исчерпали возможности юридической защиты на своей родине. Конституционный суд Италии, в частности, в 2010 году признал соответствующим Основному закону Гражданский кодекс, в котором одним из требований для вступления в брак является принадлежность супругов к разным полам. Однако тогда же суд указал, что парламенту Италии следовало бы разработать механизмы правового признания и однополых союзов. В жалобе «Олиари и др. против Италии» заявители указывали, что итальянское государство нарушило как минимум три статьи Европейской конвенции о праве на уважение частной и семейной жизни (ст.8), о праве на брак (ст.12) и о запрещении дискриминации (ст.14).
В своем решении судьи указали, что в 24 из 47 стран Совета Европы есть юридические механизмы признания прав однополых пар, в 11 странах признается равноправие гетеросексуальных и гомосексуальных браков, а Конституционный суд Италии сам высказывался в пользу того, чтобы такие пары получили юридическое признание. Также ЕСПЧ сослался на то, что, согласно опросам общественного мнения, большинство граждан Италии поддерживают легализацию гей-браков или однополых гражданских союзов.
Суд счел, что меры юридической защиты, в настоящее время доступные для однополых пар в Италии, не обеспечивают основные потребности однополой пары, находящейся в стабильных серьезных отношениях. Договоры о совместном проживании, введенные в итальянское законодательство в 2013 году, «не могут удовлетворить базовые потребности» однополых союзов, например, в сфере материальной взаимной поддержки, алиментных обязательств или прав наследования. Такие договоры основаны на факте стабильного совместного проживания и не учитывают, что многие и гетеросексуальные пары, будь то состоящие в браке или в зарегистрированном партнерстве, могут продолжительное время поддерживать отношения на расстоянии, рассуждают судьи в Страсбурге. К тому же, поскольку договоры о совместном проживании могут заключаться между друзьями, соседями по квартире или сиделкой и опекаемой ею лицом, цель их — отнюдь не защита прав однополых пар, решили судьи.
Претензии истцов справедливы, решил суд. По его мнению, «обязательство наделить признанием и защитой однополые союзы не принесет какой-либо нагрузки на итальянское государство», а в отсутствие брака легализация гражданских союзов или зарегистрированных партнерств может стать «самым подходящим способом» юридического признания прав геев и лесбиянок.
Таким образом, иск был удовлетворен частично.
Италия нарушила право заявителей на уважение их частной и семейной жизни, не создав юридических норм, защищающих права однополых пар. О праве на брак, однако, речь не идет — ЕСПЧ уточняет, что формулировка ст.12 Конвенции не обязывает государства-члены признавать однополые браки, поэтому считать это дискриминацией нельзя. Каждому из шести истцов итальянское государство должно выплатить по €5 тыс. в качестве возмещения ущерба, еще €14 тыс. будет выплачено как компенсация судебных расходов.
Россия — особый случай
По мнению российских адвокатов, пока еще рано говорить о сложившейся позиции Страсбургского суда по вопросам признания прав однополых пар. В деле «Шальк и Копф против Австрии» в 2004 году, интерпретируя ст.12 Конвенции, суд высказался в пользу того, что упомянутые в ней «мужчины и женщины», имеющие право на вступление в брак, могут пониматься именно как брачующиеся мужчина и женщина в традиционалистском понимании. А в 2012 году, например, суд не посчитал в деле «Гас и Дюбуа против Франции» дискриминационным отказ французских властей регистрировать лесбийский брак.
Попытки россиян добиться рассмотрения вопроса о праве на создание однополых союзов в ЕСПЧ проваливались. В 2008 году суд не принял к рассмотрению жалобу бывшего башкирского депутата Эдварда Мурзина на отказ регистрировать его брак с владельцем сайта Gay.Ru Эдуардом Мишиным, посчитав ее неприемлемой. В 2011 году суд зарегистрировал еще одну аналогичную жалобу, поданную Ириной Фет и Ириной Шипитько. В нем, как и итальянские гомосексуалы, заявительницы жаловались на нарушение их права на уважение семейной жизни и дискриминацию.
Работающая с исками в ЕСПЧ адвокат Каринна Москаленко отмечает, что, принимая решения, Страсбургский суд исходит из особенностей национального законодательства. «Что для Италии может быть подходящим, то для России может и не подходить. Решения суда зависят от исторического и культурного контекста», — указывает адвокат.
С ней согласен адвокат Сергей Бадамшин. «Нельзя сказать, что одиночным постановлением ЕСПЧ может сформировать практику, иногда он выносит решения, которые могут отличаться по сути и даже противоречить друг другу», — рассказывает адвокат и отмечает, что высокие судьи в каждом случае исходят из национальных особенностей государства.
«Это как раз тот случай, когда национальное законодательство вступило в противоречие с решением ЕСПЧ», — комментирует решение ЕСПЧ адвокат Дмитрий Аграновский. Неделю назад, 14 июля, Конституционный суд России разрешил не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат Основному закону. На соответствие же Конституции постановления Страсбургского суда в случае возникновении сомнений будет проверять Конституционный суд, решили высокие судьи.
В 2006 году Конституционный суд определил, что «ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола».
По словам Аграновского, постановление Страсбургского суда по делу «Олиари и др. против Италии» не вступило в силу, и власти этой страны могут обжаловать его в Большой палате ЕСПЧ.
Этого, скорее всего, сделано не будет. Как сообщает The Guardian, секретарь по делам конституционной реформы в парламенте Италии Иван Скальфаротто, представляющий правящую Демократическую партию, отреагировал на решение суда с удовлетворением. Несколько недель назад итальянский парламент наделил премьера Маттео Ренци мандатом на проведение реформы, легализующей в стране однополые гражданские союзы.