Petro, нефть и соцпакет: как лидер Венесуэлы добился переизбрания
Переизбрание при низкой явке
Действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро переизбран на второй шестилетний срок. Как объявил венесуэльский Национальный избирательный совет по итогам прошедшего 20 мая голосования, он набрал почти 68% голосов избирателей. Мадуро более чем на 40% опередил ближайшего конкурента — экс-губернатора штата Лара Энри Фалькона. Оппозиционер Фалькон, до 2010 года состоявший с Мадуро в правящей социалистической партии, итоги выборов не признал. Кроме того, что президенту подконтролен избирательный совет, его партия установила рядом с участками более 13 тыс. стендов, на которых проголосовавшие могли зарегистрироваться и принять участие в лотерее, назвал оппозиционер некоторые из своих претензий к организации голосования.
США, Канада, Европейский союз, 12 латиноамериканских стран, среди которых Мексика и Аргентина, заявили, что выборы не соответствовали демократическим стандартам, сообщает Reuters.
Явка на выборы составила 46% — это меньше, чем на предыдущих выборах, когда на участки пришли 80% избирателей. Тогда Мадуро получил 50,6% голосов.
Пять лет назад основным соперником президента был оппозиционный губернатор штата Миранда Энрике Каприлес, он проиграл победителю меньше одного процента голосов — за него проголосовали 49,1%. В воскресных выборах ему было запрещено участвовать. Основные оппозиционные силы, весь прошлый год проводившие многотысячные акции протеста против Мадуро, выборы бойкотировали, а решение Фалькона выставить свою кандидатуру расценили как предательство. В случае победы Фалькон обещал дать каждому жителю страны (всего в ней проживают около 31 млн человек) ежемесячное пособие в $25 и $10 на ребенка и поднять минимальную зарплату до $75.
Секрет Мадуро
Мадуро в случае победы пообещал продолжить курс по «борьбе с империализмом». Согласно Конституции в Венесуэле нет ограничений на количество президентских сроков для одного человека. Это позволяет не имеющему высшего образования Мадуро и в будущем претендовать на переизбрание. Хотя после его прихода к власти и без того сложная экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться.
По прогнозам МВФ, инфляция в Венесуэле в 2018 году составит более 13 500%, а ВВП страны сократится на 15%. В стране дефицит продовольствия и товаров первой необходимости. При этом прогнозируемый экономический рост Южной Америки в этом году составит 1,7%, следует из прогнозов МВФ.
На фоне экономического кризиса оппозиция в Венесуэле последние два года проводила многотысячные акции протеста, под ее контроль перешел парламент страны (Национальная ассамблея). Президент и его соратники ответили на это назначением новых людей в правительство — так, вице-президентом в начале прошлого года стал Тарек Эль-Ассами, молодой политик ливанского происхождения, бывший глава МВД в кабинете Чавеса. Эксперты говорили, что в случае усиления народного недовольства Мадуро может уйти в отставку и передать власть ему. Однако этого не потребовалось. В августе 2016 году Верховный суд обвинил Национальную ассамблею в неуважении к законам и признал не имеющими силы все дальнейшие решения парламента. Функции парламента перешли к созванному Мадуро Учредительному собранию. Большинство лидеров оппозиции были приговорены к тюремному заключению, им запрещено участвовать в политической деятельности (Каприлесу на 15 лет).
Мадуро победил, так как после смерти Чавеса в Венесуэле планомерно зачищается оппозиция, считает ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки Эмиль Дабагян. «У Мадуро есть ядерный электорат — это бедные слои населения, которые поднялись за счет социальной политики Чавеса и которые надеются, что его преемник продолжит оказывать им поддержку», — говорит эксперт. «Накануне выборов их задабривали продовольственными пакетами, которые выдавали по талонам военные», — добавляет собеседник РБК.
«Благодаря Мадуро мы получаем наши пособия, раньше мы ничего не получали», — объяснил поддержку президента Wall Street Journal 54-летний водитель грузовика из Каракаса Виктор Васкес.
Зыбкое будущее
В своей предвыборной программе Мадуро обещал укрепить национальную валюту, расширить использование криптовалюты, продолжить программу по строительству доступного жилья. В начале года в попытках оживить экономику правительство Венесуэлы запустило национальную криптовалюту Petro для преодоления «финансовой блокады» со стороны США. Petro работает на технологии блокчейн (распределенная база данных), она не является децентрализованной валютой — у нее есть конкретный эмитент — государство, которое полностью контролирует и выпуск, и оборот токенов. Кроме того, по заявлению самих властей, Petro обеспечивается сырьевыми ресурсами страны (в основном нефти), что по сути делает эту цифровую валюту обычным сырьевым фьючерсом. В феврале президент отчитался о привлечении $735 млн на предварительном размещении валюты, однако позже об успехах криптовалюты не сообщал.
Ослабить экономику страны может усиление санкций со стороны Вашингтона. Заместитель госсекретаря США Джон Салливан заявил в воскресенье, что Вашингтон рассматривает возможность введения санкций в отношении нефтяного сектора Венесуэлы. Эта мера может оказаться довольно чувствительной для Каракаса, так как США — один из главных импортеров венесуэльской нефти, в январе 2018 года США импортировали в среднем 477 тыс. барр. в день (по данным Reuters).
Вся нефтяная отрасль Венесуэлы национализирована, на нее приходится 95% всего экспорта страны: сейчас она производит около 1,5 млн барр. в день — это самое низкое значение за последние 30 лет. При этом Венесуэла располагает самыми большими разведанными запасами нефти в мире, обгоняя даже Саудовскую Аравию — около 300 млрд барр., что почти в четыре раза больше всех нефтяных запасов России.
Выборы не принесли изменений во внутреннюю политику страны, Мадуро победил с худшим, чем рассчитывал, результатом, более половины избирателей не пришли на участки, с таким показателем ему будет сложно проводить серьезные, радикальные реформы, сказал РБК ученый секретарь Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь. Вероятность же того, что в ближайшее время экономическая ситуация будет ухудшаться, довольно велика, по подсчетам различных международных организаций, стране необходимо до $30 млрд ежегодно, указывает эксперт.
В последние годы режим Мадуро опирался на поддержку Китая и России. В рамках российской помощи Каракасу в ноябре 2017 года Москва согласилась на реструктуризацию венесуэльского долга, который составляет около $3,15 млрд. Новый график погашения задолженности предусматривает платежи в течение десяти лет, при этом в первые шесть лет платежи будут минимальными. По мнению Дабагяна, фактически это было списание, «потому что Венесуэла сейчас просто не способна платить по долгам». Также в прошлом году Москва договорилась с Каракасом о поставках пшеницы — общий объем поставок в Венесуэлу составит 600 тыс. т пшеницы (до июня 2018 года).
По мнению Дабагяна, Москва продолжит помогать Венесуэле, чтобы избежать дефолта, так как Каракас — главный стратегический партнер России в Западном полушарии.
Учитывая, что Венесуэла находится практически в изоляции в Латинской Америке, да и в целом в мире, даже Китай проводит очень осторожную политику, рассчитывать страна может практически исключительно на Россию, указывает Розенталь. Москву и Каракас связывают общие подходы к международной политике, Венесуэла признала независимость Абхазии и Южной Осетии, однако готова ли будет Россия увеличить финансовую поддержку, пока сказать сложно, говорит эксперт.