Минюст лишат права приостанавливать деятельность НКО-агентов
Законопроект депутата ЛДПР Андрея Лугового, предоставляющий Минюсту право по собственному усмотрению включать НКО в реестр "иностранных агентов", был принят в первом чтении 20 мая. На сбор поправок были отведены всего сутки (до 17:00 вчера). К 18:00 - началу заседания профильного комитета - поступили поправки от трех депутатов: председателя комитета Ярослава Нилова (ЛДПР), коммуниста Олега Смолина и единоросса Роберта Шлегеля. Поправки Шлегеля поступили последними, уже после завершения отведенного срока - в 17:30, следовало из реплик сотрудников аппарата комитета. Первый зампред комитета, единоросс Михаил Маркелов дал понять, что с поправками Шлегеля не знаком - соответственно, они не были согласованы с фракцией единороссов.
Единственная утвержденная комитетом поправка принадлежит Нилову. Сейчас у Минюста есть право приостанавливать на полгода деятельность НКО, у которых есть признаки занятия политической деятельностью, напомнил депутат. Этот пункт действующего закона предложено признать утратившим силу - так как вводится новая процедура принудительного включения организаций в реестр "иностранных агентов" и норма изживает себя, продолжил Нилов. Поправка логична, никаких возражений нет, сказал Маркелов.
В середине мая Минюст предлагал закрепить свое право приостанавливать деятельность НКО-агентов во внесудебном порядке в постановлении правительства. Предложение министерства раскритиковали председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и многие правозащитники.
Получить оперативный комментарий в Минюсте РБК вчера не удалось.
Поправки Смолина и Шлегеля комитет отклонил. Смолин предлагал урезать полномочия Минюста, разрешив ему включать НКО в реестр "иностранных агентов" только на основании решения суда. Эта поправка повторяет предложение самого Минюста, изложенное в его ежегодном докладе о деятельности НКО - "иностранных агентов". Идея не допустить политической деятельности на зарубежные деньги была правильной, но была доведена до абсурда: из-за изъянов в определении политической деятельности прокуратура проводила проверки в организациях, явно не имевших никакого отношения к политической деятельности, сказал Смолин.
Нилов поправку Смолина не поддержал: она либерализует даже действующий порядок и не приведет к регистрации НКО в реестре агентов. Судебные разбирательства могут длиться до полугода, Минюст полностью поддержал порядок, предложенный Луговым, сказал РБК Нилов. А "эсер" Александр Тарнавский объяснил необходимость принятия закона "агрессивной гримасой Запада" и дерзкой позицией НКО, отказывающихся регистрироваться в реестре. Тем же он объяснил и появление других "неоднозначных" инициатив, в частности о втором гражданстве. Шлегель предложил ввести ограничения на участие НКО-агентов в публичной деятельности, запретив им выступать от имени России и какой-либо социальной группы страны. Кроме того, следует обязать такие НКО указывать в публичных выступлениях, что они выполняют функции "иностранных агентов", считает единоросс. В поправках Шлегеля можно с чем-то согласиться, заявил Нилов, но лучше оформить их отдельным законом.
"То, что власть не будет приостанавливать деятельность организаций, существенной роли не сыграет, так как компании будут в принудительном порядке причислять к иностранным агентам. А наличие этого статуса не позволит НКО нормально работать", - считает сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц. По его словам, статус иностранного агента наложит ряд существенных ограничений и обязательств на организацию.
Ужесточение закона об НКО-агентах не поможет избавить НКО от зарубежного финансирования, уверен Смолин.
Светлана Бочарова, Анастасия Михайлова