Премьер не для битья: депутаты избавили Медведева от жесткого разговора
Правительство во вторник в седьмой раз отчиталось перед Госдумой. Премьер-министр Дмитрий Медведев выступал перед депутатами чуть больше часа, а затем еще около двух часов отвечал на их вопросы и выслушивал выступления руководителей четырех фракций.
Федорова ругали заочно
Премьер прибыл в Госдуму в сопровождении заместителей и министров, среди которых отсутствовал министр сельского хозяйства Николай Федоров, хотя в списке приглашенных он был, обратил внимание РБК федеральный чиновник. За несколько дней до отчета правительства в СМИ появились сообщения о готовящейся отставке Федорова.
Персонального наказания для министра сельского хозяйства от Медведева потребовал руководитель фракции единороссов Владимир Васильев: в разгар посевной кампании до сельхозпроизводителей дошло меньше 30% из предусмотренных в федеральном бюджете средств, указал он.
Выступление Васильева было одним из самых жестких по итогам отчета. Кроме Федорова, он предложил персонально наказать министра транспорта Максима Соколова, ответственного за отмену электричек в регионах. Проблема обсуждалась в Госдуме с вице-премьером Аркадием Дворковичем, все согласились, что она должна быть решена, но вопрос снова прозвучал во время прямой линии с президентом Владимиром Путиным (собеседник президента попросил восстановить электричку Саратов — Балашов), посетовал руководитель единороссов. «Министры, наверное, должны персонально ответить», — резюмировал Васильев. Остальную часть своего выступления единоросс посвятил защите правительства от критики оппозиции.
Мягкая оппозиция
Оппозиционные фракции выступили гораздо мягче обещанного. Так, лидер коммунистов Геннадий Зюганов не стал призывать к отставке правительства, хотя все руководители фракции говорили накануне РБК, что это требование прозвучит. Коммунист лишь спросил Медведева, «зачем он держит министров образования и экономики Дмитрия Ливанова и Алексея Улюкаева, которые совсем не соображают». Экономический блок правительства спровоцировал кризис, когда в условиях падения цен на нефть в конце прошлого года отказался от валютного регулирования и одновременно поднял ключевую ставку, считает Зюганов. Претензии к Ливанову Зюганов не конкретизировал.
Выступление Зюганова оказалось неожиданно мягким, признал собеседник РБК во фракции коммунистов. Ранее думские источники РБК говорили, что правительственные чиновники до отчета работали с оппозиционными фракциями, стараясь умерить их критический настрой. Это подтверждает и федеральный чиновник: такая работа всегда проводится, вопросы, которые будут заданы в зале, заранее проговариваются. С коммунистами в этом смысле работать сложнее всего, говорит собеседник: они не любят обсуждать вопросы заранее.
Во вторник один из трех вопросов коммунисты изменили прямо во время отчета, знает один из коммунистов: депутат Николай Арефьев, включенный в список спикеров, отказался от вопроса, вместо него выступил Владимир Кашин. Он спросил Медведева о планируемых мерах по вовлечению в оборот брошенных земель сельхозназначения и получил обещание разработать перечень таких мер.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил Медведеву отправить в отставку председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину, а сам ЦБ подчинить парламенту (сейчас он независим). Ранее такой законопроект представители ЛДПР внесли в Госдуму, его перспективы пока не ясны.
Лидер эсэров Сергей Миронов обошелся вообще без предложений об отставках, хотя, как и обещал журналистам накануне отчета, полностью сосредоточился на критике финансово-экономического и социального блоков правительства. Первый блок невнимателен к реальному сектору экономики, а помогает лишь банковской системе, второй совершит ошибку, если отменит материнский капитал, заявил Миронов.
Медведев ни на одно предложение об отставках и наказаниях своих министров не отреагировал. В своем выступлении он настаивал на общей ответственности всех ветвей власти за кризис — это плата за решение о возвращении Крыма в состав России, которое было единственно возможным и принято совместно, с осознанием возможных последствий, напомнил премьер. Беспрецедентное внешнее санкционное давление на российскую экономику усилилось падением цен на нефть. Сейчас ситуация стабилизировалась, но иллюзий быть не должно.
Просьбы в виде вопросов
Формулировки вопросов депутатов (от каждой фракции было задано по три), как и ожидалось, не были жесткими, на все вопросы у Медведева были готовы ответы. Наиболее результативно выступили единороссы. Председатель комитета по труду Ольга Баталина получила от правительства обещание выделить дополнительные деньги на финансирование программы строительства детских садов (20 млрд руб. к 10 млрд руб., уже предусмотренным бюджетом на этот год). Члену того же комитета Валерию Трапезникову Медведев обещал обсудить вопрос о повышении на пять лет пенсионного возраста для депутатов, федеральных, региональных и муниципальных чиновников. Трапезников понял, что правительство внесет такой законопроект в Думу, и обещал приложить усилия к тому, чтобы он был принят в первом чтении до конца весенней сессии.
Отвечая на вопрос эсэра, председателя комитета Госдумы по науке Валерия Черешнева, Медведев не исключил возможности разделения на два ведомства Министерства образования и науки. В ответ представителю ЛДПР Михаилу Дегтяреву премьер обещал ко второму чтению законопроекта об амнистии капитала усилить гарантии безопасности для предпринимателей, которые решат легализовать с его помощью свои активы. Представители ЛДПР также получили обещание начать в России производство компонентов для медицинских препаратов, которые сейчас закупаются за рубежом и серьезно подорожали.
Фракция ЛДПР накануне отчета правительства также собиралась просить вмешательства Медведева в проблему с незаконной эвакуацией автомобилей. Но этот вопрос во время отчета правительства не прозвучал. Также не было ни одного вопроса о Крыме: его не было среди письменных вопросов, направленных фракциями в правительство заранее, отметил Медведев, не интересовались парламентарии судьбой нового региона и устно.