Бремя восстановления Афганистана на конференции в Москве возложили на США
«Бессмысленно искать виноватых»
В среду в московском «Президент-Отеле» прошла третья конференция по Афганистану в «московском формате». Этот визит в Москву стал для талибов («Талибан» — запрещенная в России террористическая организация) первым в новом качестве — как фактических властей Афганистана, который сами талибы называют Исламским Эмиратом. В делегацию вошли около десяти человек. Среди них второй вице-премьер правительства Абдул Салам Ханафи, глава МИДа Амир Хан Муттаки, представитель делегации политического офиса талибов Шахабуддин Делавар.
«Московский формат» был учрежден в 2017 году, в 2018-м впервые за одним столом переговоров встретились делегации движения талибов и республиканского лагеря в присутствии представителей десяти стран, напомнил на открытии заседания министр иностранных дел России Сергей Лавров. В этот раз никто из других представителей афганского общества, кроме талибов, в Москву приглашен не был. О республиканском лагере российский министр отозвался критично — ожидания, возлагавшиеся на этот лагерь во главе с бывшим президентом Ашрафом Гани, не оправдались.
«Теперь, после кардинального изменения ситуации на земле, уже бессмысленно искать виноватых в том, что так и не удалось достичь осязаемого результата в деле национального примирения <...>. Сейчас у власти — новая администрация», — заявил Лавров. После чего повторил, однако, что Москва по-прежнему ожидает от талибов стабилизации военно-политической обстановки и формирования инклюзивного правительства, которое отражало бы интересы не только всех этнических, но и политических сил страны.
Настрой России на взаимодействие с талибами разделили все участники встречи. Итогом конференции стало принятие совместного заявления, которое поддержали Китай, Пакистан, Иран, Индия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, а также сами талибы. Формально участники встречи не объявили о признании их режима, но заявили о признании новой реальности — именно это движение взяло власть в стране, и с ним следует взаимодействовать. Талибов участники встречи призвали вести благоразумную внутреннюю и внешнюю политику. Пожелание сформировать инклюзивное правительство также вошло в итоговое заявление.
Кроме этого, участники предложили запустить коллективную инициативу по скорейшему созыву под эгидой ООН представительной международной конференции по оказанию помощи Афганистану. Однако стороны призвали при ее созыве понимать, что «основное бремя постконфликтного экономического и финансового восстановления и развития Афганистана должны нести силы, военные контингенты которых присутствовали в этой стране в течение последних 20 лет». То есть речь идет о США и их союзниках, чей полный вывод войск из страны в августе этого года спровоцировал захват талибами власти.
Отсутствовали не только представители бывших властей Афганистана, но и делегация США. «Американцы уже во второй раз подряд уклоняются от встречи в рамках «расширенной тройки» (Россия, США, Китай, Пакистан). Надеюсь, это не сопряжено с какими-то принципиальными проблемами», — отметил Лавров.
Отсутствие США, как пояснили в Вашингтоне, связано с тем, что предыдущий представитель Госдепа по Афганистану, автор соглашения о выводе американских войск из этой страны Залмай Халилзад вышел на пенсию, а его сменщик Томас Уэст был назначен на свою позицию только два дня назад и ему требовалось время, чтобы войти в курс дела. В Москву он прибудет в ноябре, сообщил в среду спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов.
«Правительство уже инклюзивно»
Делегация талибов в среду несколько раз выходила к прессе. «Правительство в Афганистане сейчас уже инклюзивно. Как вы знаете, в функционировании страны заняты 500 тыс. человек, многие работали там и ранее», — сказал Ханафи утром журналистам. После прихода к власти представители движения допускали, что созданное правительство будет временным, на смену ему придет новое.
Представители России, однако, слова талибов об инклюзивности восприняли как элемент торга. «Они играют по политическим правилам — сразу не уступать, это идет большой политический торг», — говорил днем Кабулов. На вечерней пресс-конференции Муттаки уже заявил, что талибы работают над созданием инклюзивного кабинета министров, и вспомнил, что правительство временное. «Реформы идут полным ходом, изменения в правительстве будут», — сказал он. «Нельзя говорить, что это финальный состав правительства, <...> это временное правительство. Изменения могут произойти в ближайшем будущем», — допустил Муттаки.
Обсуждались на встрече также борьба с международным терроризмом и наркопреступностью, соблюдение базовых прав человека, гарантии безопасности соседних с Афганистаном стран, сообщил Кабулов. Талибы, по его словам, еще раз заверили всех участников в том, что намерены твердо придерживаться этих установок. «Мы практически доказали своими действиями, что территория Афганистана не будет использоваться против кого-либо», — прокомментировал Муттаки.
Выступления Лаврова и других российских представителей показали, что Москва считает талибов полноправными представителями Афганистана, но и от своих «красных линий» отказываться не намерена — от требований по инклюзивности правительства и ненападению на соседние страны, прокомментировал ход встречи для РБК старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Проведя эту встречу с высоким уровнем участия афганской делегации, Россия показала, что она одна из первых среди других стран по переговорам, но не торопится быть первой по официальному признанию режима талибов, добавил Притчин.