Amnesty International сочла преувеличением слухи о донецких захоронениях
В опубликованном Amnesty International докладе речь идет о заявления донецких ополченцев, обвинявших украинских силовиков в убийстве мирных жителях. Информацию о массовых захоронениях активно комментировали в Москве.
«Нет никаких сомнений в том, что быстрые казни без суда и следствия и другие кровавые преступления на востоке Украины совершали и пророссийские сепаратисты, и прокиевские силы, но сейчас довольно сложно понять масштаб этих преступлений. Скорее всего, многие случаи пока остаются неизвестными, а другие – преднамеренно скрываются. Также ясно, что некоторые шокирующие случаи, о которых стало известно, особенно через российские СМИ, были сильно преувеличены», – сказал директор Amnesty International по программам в Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен.
Кроме того, Дальхизен также добавил, что, по его мнению, вместо обвинений друг друга в нарушениях обе стороны конфликта должны способствовать прекращению убийств теми силами, которые они контролируют.
В докладе содержатся результаты исследований, которые проводились Amnesty в Донбассе в конце августа – начале сентября, интервью с людьми, в отношении которых совершались нарушения прав человека, членами их семей, свидетелями, представителями властей Донецкой и Луганской областей, медиками и членами вооруженных формирований с обеих сторон.
В сентябре российские СМИ сообщили об обнаружении массового захоронения вблизи поселков Коммунар и Нижняя Крынка Донецкой области. При этом, отмечается в докладе, сообщалось о телах двух женщин со следами пыток, а также об убитой беременной женщине. Правозащитники также отметили, что с заявлением по этому поводу выступил глава МИД России Сергей Лавров, который потребовал международного расследования и сказал, что количество жертв составило около 400 человек.
Через несколько дней место захоронения посетили представители Amnesty International. По их мнению, правозащитники получили доказательства внесудебных казней четверых мужчин, которые совершили украинские силовики. Еще в одной могиле неподалеку были захоронены пять участников вооруженных групп сепаратистов. Свидетели рассказали представителям Amnesty International, что они погибли в бою, говорится в докладе.
Как заявил Дальхизен, эти случаи должны быть расследованы, несмотря на то, что сообщения о массовых захоронениях являлись сильным преувеличением.
В то же время в Amnesty International отметили, что постоянно получали информацию и о внесудебных расправах над украинскими активистами и пленными бойцами украинских вооруженных сил со стороны сепаратистов. Первым доказательствами таких преступлений стало обнаружение в апреле 2014 года городе Райгородок тел местного депутата от «Батькивщины» Владимира Рыбака и киевского студента Юрия Поправко.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) после осмотра тех же захоронений отказалась выдвигать свои версии гибели людей. Представитель организации отметил тогда, что дальнейшее исследование невозможно из-за отсутствия судебно-медицинской экспертизы.
«Ни в шахте, ни в поселке миссия не увидела ни одного судебно-медицинского эксперта», – заявили в ОБСЕ и объяснили, что организация не может проводить судебно-медицинскую оценку указанных захоронений.
29 сентября 2014 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело о геноциде русскоязычного населения, проживающего на территории самопровозглашенных республик Донбасса.
«Следствием установлено, что в период с 12 апреля 2014 года и по настоящее время в нарушении Конвенции 1948 года «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», а также других международно-правовых актов, осуждающих геноцид, неустановленные лица из числа высшего политического и военного руководства Украины, Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии Украины и «Правого сектора» отдавали приказы, направленные на полное уничтожение именно русскоязычных граждан, проживающих на территории Донецкой и Луганской республик», – говорится в сообщении на сайте СК.
В сообщении также говорится, что, по версии следствия, «убийства русскоговорящих граждан совершались с применением систем залпового огня «Град» и «Ураган», авиационных неуправляемых ракет, имеющих кассетную головную часть, тактических ракет «Точка-У», других видов тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия».