Меркель прощальным визитом подведет итог 16 лет работы с Россией
Какое наследие в двусторонних отношениях канцлер ФРГ оставляет своему преемникуДва десятка визитов за 16 лет
20 августа федеральный канцлер Германии Ангела Меркель прилетит в Москву, чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным. В программе — переговоры в Кремле (в согласованном перечне вопросов — двусторонние отношения, пандемия коронавируса, ситуация в Афганистане, исполнение минских соглашений по Украине) и возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.
Это будет, по подсчетам Süddeutsche Zeitung, 20-й и, скорее всего, последний ее визит в Россию в качестве главы правительства ФРГ. В последние недели канцлер, возглавляющая с 2005 года правительство крупнейшей экономики Евросоюза, совершает «прощальные» визиты: Меркель побывала в Великобритании, США, Бельгии. На 22 августа запланирована встреча в Киеве с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Еще в 2018 году Меркель объявила, что в борьбе за пост канцлера участвовать больше не будет. И после очередных выборов в бундестаг, которые пройдут в сентябре этого года, получившая большинство партия сформирует правительство уже с новым главой.
«По Афганистану большой разницы в подходах между Москвой и Берлином нет. За исключением, может быть, некоторой доли злорадства со стороны России», — сказал РБК член исполнительного комитета Франкфуртского института исследований мира, эксперт клуба «Валдай» Ханс-Йоахим Шпангер. По Украине противоречия фундаментальные и не видно, как они могут быть разрешены, продолжает эксперт.
Личные отношения, которые так и не стали дружескими
Первая встреча двух лидеров прошла в Москве в январе 2006 года, вторая последовала уже в апреле, в Томске. «Мы с вами тоже чего‑нибудь хорошего «нахимичим», — выразил тогда надежду на развитие отношений Путин (встреча проходила после общения Меркель с ректором Томского университета, специалистом в квантовой химии). «У нас с госпожой федеральным канцлером сложились очень добрые личные отношения — действительно, без всякого преувеличения», — говорил Путин через год, в январе 2007-го.
При этом в ходе переговоров Меркель и Путин нередко переходили на русский, который канцлер знает, поскольку ее детство прошло в ГДР. «То, что она жила в свое время в ГДР, не мешает, а наоборот, мне кажется, помогает, потому что все‑таки в восточной части Европы менталитет был очень похож у всех людей», — отмечал Путин в 2006 году.
Как пишет Süddeutsche Zeitung, Меркель не сразу привыкла к чувству юмора и манере поведения Путина. Один из самых часто упоминаемых в немецкой прессе в этом контексте эпизодов — с собакой Путина, которая в 2007 году вошла в комнату для переговоров и напугала канцлера (чья боязнь собак, напоминает газета, хорошо известна). Путин, комментируя этот эпизод, говорил, что об этой фобии Меркель ничего не знал, а узнав, тут же принес извинения.
Эксперты, годами наблюдавшие за их общением, отмечают, что все эти годы два лидера вели скорее формальный диалог, а не дружескую беседу. По мнению политолога Александра Рара, это может быть связано с их слишком разными характерами: «Я бы не сказал, что Меркель чувствовала какую-то симпатию к Путину. Он для нее во многом был чужой, ей не нравятся такие альфа-политики, ей нравятся политики, которые исповедуют те же либеральные ценности, что для нее находятся в ранге религии». Это совершенно иные отношения, нежели у российского президента были с предшественником Меркель — Герхардом Шрёдером, однако они все равно позволяли конструктивно вести диалог, и именно сохранение на протяжении ряда лет конструктива в российско-германских отношениях является главным, уверен эксперт.
Такой формат общения способствовал закреплению Меркель в роли посредника в отношениях между Западом и Россией, что проявилось в ходе обсуждения энергетических вопросов и проекта «Северный поток-2», который Германия активно отстаивала перед США. «Она четко разделяет понятия: с одной стороны, «Россия-противник», «Россия-конкурент», а с другой — «Россия-партнер», — говорит руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Несмотря на ухудшение личных отношений с Путиным, которое отмечает эксперт, Меркель как канцлер продолжает вести диалог с целью отстаивания интересов Германии и всей Европы.
Постепенное сворачивание диалога
Если судить по темам, которые лидеры поднимали на переговорах, то в первые годы речь шла о развитии экономического сотрудничества и реализации идеи «Большой Европы от Лиссабона до Владивостока». Вплоть до 2011 года развитие российско-германских (как и в целом российско-европейских) отношений оставалось поступательным: Берлин инициировал «партнерство для модернизации», чтобы помочь России развивать не только экономику, но и другие сферы, а Москва выступила с инициативой подписания договора по европейской безопасности, напоминает в обзоре отношений директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Острые вопросы, вроде предоставления плана по обретению Украиной членства в НАТО в 2008 году, Меркель блокировала, а война в Южной Осетии 2008 года не стала непреодолимым кризисом в отношениях.
Со временем в отношениях России и Германии — члена Евросоюза становилось больше противоречий. Уже в 2008 году занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев по итогам своих переговоров с Меркель выразил беспокойство по поводу «сужения пространства взаимопонимания в евроатлантической политике». Проблема российско-германских отношений, по мнению Рара, заключается в том, что Меркель «нацелила политику в отношении России сугубо на аспекты правозащитнические, то есть вопросы нарушения прав человека в России». «Она считала, что с Россией только тогда можно будет вести партнерство, когда страна примет западную форму либеральной демократии», — отмечает он. Это ограничивало возможности политического сотрудничества, полагает Рар. Принятие в России законов, ограничивающих работу правозащитных организаций, только ухудшало отношения.
Под удар попали и немецкие организации. В частности, незадолго до нынешнего визита Меркель Генпрокуратура РФ признала три немецкие НКО нежелательными в России. Немецкая сторона ответила приостановкой совместной работы «Петербургского диалога» — общественной площадки, учрежденной в 2001 году, когда пост канцлера еще занимал Шрёдер, а Россию уже возглавил Путин.
Украинский кризис 2014 года окончательно завершил эпоху тесного дружественного взаимодействия между Россией и Германией, а охлаждение переросло в отчуждение, указывает Тренин. Меркель была одним из инициаторов введения санкций против России после начала вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. «По ее словам, других инструментов «противостояния российской агрессии» не было. Меркель согласна с тем, что санкции не действуют, но другого инструмента нет — это ее позиция, поэтому каждые полгода они продлеваются», — говорит Белов. Тем не менее здесь же проявилось и стремление Меркель к конструктивному диалогу, так как, по мнению экспертов, начало диалога в «нормандском формате» и заключение минских соглашений — это во многом ее инициатива и достижение.
По мнению Белова, несмотря на сохранение некоторого негативного фона, с 2017 года наблюдаются регулярные попытки улучшения российско-германских отношений на всех направлениях. Особое внимание уделяется культурно-гуманитарному, научному и экономическому сотрудничеству, однако до сих пор не удается достичь в этом значительного прогресса. «Каждый раз, когда отношения улучшались, что-нибудь происходило: в 2018 году — покушение на Сергея Скрипаля и его дочь Юлию в Солсбери, в 2019-м — убийство в Берлине гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили (Германия обвиняет в преступлении россиянина). Только отношения снова начали налаживаться, как в 2020 году случилась история с Навальным», — описывает качели в отношениях Белов.
Тем не менее, как считают эксперты, Меркель оставляет своему преемнику пространство для ведения дальнейшего диалога в позитивном ключе. В частности, не до конца решенным остается вопрос с запуском газопровода «Северный поток-2».
По мнению Шпангера, в Киеве Меркель придется заняться укреплением доверия, так как ни само строительство трубопровода «Северный поток-2», ни способ урегулирования конфликта вокруг его прокладки Украину категорически не устроили.
Падение товарооборота до рекордных отметок
В 2020 году торговый оборот между Россией и Германией снизился на 22,2% по сравнению с 2019 годом и составил €44,9 млрд. Это самый низкий уровень с 2005 года, сообщили в Восточном комитете германской экономики.