Застольные разговоры: что известно о «тайной» беседе Путина и Трампа
Гамбургские смотрины
В первый день саммита G20 в немецком Гамбурге американский и российский президенты Дональд Трамп и Владимир Путин провели не одну, а две беседы. Помимо официальных двухчасовых переговоров с участием министров иностранных дел двух стран вечером 7 июля в тот же день лидеры провели неформальную беседу за ужином.
О «длинном разговоре» двух президентов за ужином еще в ходе саммита «Двадцатки» сообщило издание BuzzFeed, но лишь в понедельник, 17 июля, руководитель аналитического центра Eurasia Group Иэн Бреммер раскрыл детали беседы. Политолог сообщил об этом в электронной рассылке для клиентов, а вечером во вторник подтвердил свои данные в интервью каналу MSNBC.
По словам Бреммера, информацию он получил от «множества источников», которых не стал разглашать, однако отметил, что лично знает многих из присутствующих на ужине, по словам которых «представители стран-союзниц США были озадачены такой долгой беседой, за которой даже не последовало транскрипта».
Особое беспокойство Бреммера вызвал тот факт, что в беседе участвовал лишь русский переводчик и не было ни одного американского чиновника. «Был очень долгий ужин, около трех с половиной часов. Посреди него Трамп встал и на виду у всех пересел к Путину, с которым проговорил около часа», — добавил политолог. По его мнению, это может ослабить доверие союзников к Вашингтону как гаранту их национальной безопасности по линии НАТО.
Использование одного лишь иностранного переводчика — для американских лидеров большая редкость. Ранее в интервью The Atlantic ветеран Госдепартамента Гарри Обст вспоминал, что регулярно так поступал лишь Ричард Никсон в 1970-е годы. По словам Обста, Никсон не доверял госсекретарю Уильяму Роджерсу и на важных встречах обходился без американских переводчиков, опасаясь утечек через них Роджерсу как их начальнику.
«Действительно, на таких саммитах лидеры нередко отходят в сторонку и минут пять-десять обсуждают дела. Но, учитывая уникальность президентства Трампа, уникальность его отношений с Путиным и часовую длительность беседы, которая не получила транскрипта, ситуация становится крайне необычной», — заключил Бреммер.
Похожая история произошла два года назад. На саммите G20 в Турции в ноябре 2015 года Путин и его тогдашний коллега Барак Обама провели длительную беседу в стороне от основных мероприятий. По словам российской шерпы в G20 Светланы Лукаш, разговор длился свыше получаса. Позднее советник российского лидера Юрий Ушаков рассказал, что речь шла о конфликтах в Сирии и на Украине. Опять же в беседе участвовал лишь российский переводчик, американская сторона кроме президента была представлена советником по нацбезопасности Сьюзан Райс.
Под лупой медиа
Трамп, будучи президентом своей страны, волен менять протокол. «Здесь нет никакой почвы для спекуляций о предательстве чьих-либо интересов или нарушении протокола», — отмечает руководитель аналитического агентства «Внешняя политика», программный директор «Валдайского клуба» Андрей Сушенцов. Публикация о незапланированной встрече лидеров «могла появиться только в подобной нездоровой медийной среде, где действия президента США рассматриваются избыточно скрупулезно, а любой контакт с российским лидером воспринимается заранее как нечто предосудительное», считает эксперт.
Уже в четверг, 20 июля, Трамп отметит свои первые полгода в должности американского президента. По данным портала FiveThirtyEight, аккумулирующего различные опросы, популярность Трампа в последние два месяца держится в районе 39%. За последние 70 лет это худший показатель для нового президента за исключением Джеральда Форда в 1974 году и Билла Клинтона в 1993 году.
За полгода президентства именно отношения новой администрации с Москвой стали наиболее яркой и обсуждаемой темой в политической жизни США. Одним из последних событий стала попытка конгрессменов кодифицировать существующие сейчас антироссийские санкции. Сейчас ограничения основаны на президентских указах Барака Обамы, отменить которые властям гораздо проще, нежели принятый конгрессом закон.
Несмотря на призывы Госдепартамента, желавшего наладить с Москвой диалог по Сирии, повременить с этим, в начале июня сенаторы согласовали и приняли законопроект, в котором российские санкции включены в документ об иранских санкциях. Опрошенные РБК эксперты утверждали: политики опасались смягчения позиции Белого дома к России, а также хотели привязать российские санкции к принципиально важным для Трампа иранским санкциям.
Документ не только закрепляет существующие ограничения как закон, но и оставляет место для их ужесточения. Например, заморозка активов и запрет на ведение дел с широким кругом российских банков, оборонных и энергетических компаний, бизнесменами и чиновниками, а также санкции против инвесторов, подрядчиков и прочих лиц, связанных со строительством газопровода «Северный поток-2».
Последний пункт вызвал негодование европейских дипломатов, заинтересованных в прокладке газопровода и обеспокоенных судьбой европейских компаний. В итоге через неделю после принятия в сенате законопроект был отправлен палатой представителей на доработку в профильный комитет. Кроме того, Белый дом заявил о процедурных нарушениях при начале рассмотрения документа.
Однако на прошлой неделе, уже после саммита G20, в Белом доме отметили, что в целом поддерживают законопроект о новых санкциях, за исключением лишь того, что он ограничивает полномочия президента в этом вопросе. В итоге в пятницу конгрессмены-республиканцы предложили добавить в документ и положение о санкциях против КНДР. По мнению же демократов, это очередная попытка затянуть принятие закона, учитывая скорый перерыв между сессиями: конгресс США уходит на летние каникулы с 31 июля по 4 сентября включительно.
«Ничего необычного»
Белый дом опроверг сообщения в СМИ о второй встрече Путина и Трампа, отметив, что между президентами состоялся всего лишь короткий разговор в конце ужина. «Намеки на то, что Белый дом пытался скрыть вторую встречу, являются ложными, злонамеренными и абсурдными», — говорится в опубликованном 18 июля заявлении администрации президента США. В нем отмечается, что Трамп за ужином общался со многими лидерами и только под конец коротко поговорил с российским президентом, который сидел рядом с первой леди США Меланией Трамп.
Официальный представитель Белого дома заявил, что в разговоре Путина и Трампа за ужином «не было ничего необычного», передает The New York Times. По словам Шона Спайсера, пресс-секретаря Белого дома, между президентами состоялась легкая светская беседа, в которой они обменялись любезностями. Он также подчеркнул, что беседа лидеров длилась «гораздо меньше» одного часа.
В свою очередь Трамп на своей страничке в Twitter назвал сообщения журналистов о якобы его «секретном» разговоре с Путиным «больными». «Все лидеры G20 и их супруги были приглашены канцлером Германии Ангелой Меркель. Пресса знала!» — написал он.
В следующем твите Трамп обрушился с обвинениями в адрес журналистов, распространяющих «фейковые новости», которые, как он выразился, «становятся все более и более нечестными». По словам президента США, журналисты пытаются сделать нечто «зловещее» даже из такого мероприятия, как ужин лидеров G20.
Старший политический обозреватель газеты The Washington Post Аарон Блейк допускает, что у Трампа и Путина есть «дела, которые нужно было обсудить вдали от любопытных глаз», в том числе госсекретаря Тиллерсона, присутствовавшего на состоявшейся ранее в тот же день формальной встрече президентов, подчеркивает он.
Блейк также не исключает, что Трамп мог специально спровоцировать шумиху в СМИ, чтобы извлечь из этого политическую выгоду, а именно получить очередную возможность назвать сообщения журналистов фейковыми, тем самым сплотить вокруг себя электорат, как это произошло во время президентских выборов в 2016 году.
Сушенцов отмечает, что между Путиным и Трампом действительно сложились позитивные личные отношения и что лидеры смогли быстро найти общий язык, судя по отзывам присутствовавших на саммите G20. Эксперт не исключает, что одной встречи оказалось недостаточно для того, чтобы «провести инвентаризацию» всех накопившихся между США и Россией проблем, и президенты решили продолжить их обсуждение за ужином.
Сушенцов также допускает, что беседа за ужином была продолжением установления личного контакта: «Возможно, Трамп пытался выяснить, насколько он один на один с Путиным будет способен отстаивать свою точку зрения». Дополнительная беседа лидеров особо не повлияет на российско-американские отношения, добавил эксперт. Сушенцов напоминает, что после встречи с Путиным Трамп заявил, что не верит в возможность создания двусторонней группы по вопросам кибербезопасности, а Москва в свою очередь пригрозила Вашингтону симметричными мерами, если России не будет возвращена дипломатическая собственность в США.