«Крови нет, земли нет»: почему оправдали «приморских партизан»
Оправдание
В среду, 20 июля, присяжные Приморского краевого суда оправдали двух членов группы «приморских партизан», которые в 2010 году объявили охоту на сотрудников милиции. В зале суда были освобождены Алексей Никитин и Вадим Ковтун — по делу «приморских партизан» они проходили как соучастники в убийстве четырех человек в поселке Кировский Приморского края, откуда родом все «партизаны». Коллегия присяжных ушла в совещательную комнату выносить вердикт во вторник, 19 июля.
Это второй за последние четыре года судебный процесс по делу «приморских партизан» с участием присяжных. Первый вердикт был оглашен в феврале 2014 года, процесс продолжался более года — с января 2013-го. Тогда присяжные пришли к выводу, что «партизаны» виновны по всем 11 статьям Уголовного кодекса (УК), которые им инкриминировались.
Предполагаемого лидера убивавшей сотрудников милиции группы Александра Ковтуна, а также Никитина и Илютикова присяжные приговорили к пожизненному заключению, Романа Савченко — к 25 годам колонии, Максима Кириллова — к 22 годам, а Вадима Ковтуна (брата Александра), которого присяжные не признали членом группы, — к восьми годам и двум месяцам.
До суда не дожили бывший член запрещенной в России Национал-большевистской партии Андрей Сухорада и Александр Сладких: они погибли 11 июня 2010 года во время штурма силовиками квартиры в одном из домов в Уссурийске, где укрывались «партизаны».
Группе арестованных вменялись три убийства, три эпизода, связанные с посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов, четыре разбойных нападения и бандитизм. Они также обвинялись в незаконном приобретении, хранении, ношении оружия и похищении документов, в умышленном уничтожении чужого имущества, в хищении оружия, в девяти эпизодах кражи, а также в угоне автотранспорта. Александр Ковтун обвинялся еще и в попытке побега из СИЗО. В августе 2010 года, спустя два месяца после ареста, он попытался сбежать от конвоя, который доставил его на судебно-медицинскую экспертизу.
В том, что именно они убивали сотрудников милиции, «приморские партизаны» признались на опубликованном в Сети в конце мая 2010 года видео. На записи Сухорада заявляет, что их интересует исключительно борьба «с евсюковской бандой». Начальник ОВД Царицыно Денис Евсюков 27 апреля 2009 года убил двоих и ранил восемь человек в супермаркете «Остров» на юге Москвы. По словам Александра Ковтуна, сотрудники милиции покрывают наркобизнес, проституцию, «воруют лес» и «это все знают», но боятся сказать, потому что на стороне силовиков «полномочия». Во время расследования «приморские партизаны» признали вину только в тех преступлениях, которые не были связаны с убийствами.
Спорный эпизод
Повторный процесс по делу «приморских партизан» стал возможен после того, как в мае 2015 года Верховный суд России (ВС) удовлетворил жалобу осужденных на первый вердикт присяжных. ВС смягчил наказание для «партизан»: Александр Ковтун и Илютиков после решения ВС проведут 25 лет в колонии, Кириллов — 19 лет, а Савченко — 24 года.
Помимо смягчения наказания ВС постановил пересмотреть в Приморском краевом суде эпизод, связанный с убийством в сентябре 2009 года четверых молодых людей в поле неподалеку от поселка Кировский, откуда родом все «партизаны». ВС посчитал, что этот эпизод не доказан.
Именно этот эпизод дал основание правоохранительным органам арестовать Никитина и Вадима Ковтуна, которые не участвовали в нападении на сотрудников милиции вместе со своими друзьями из группы «приморских партизан». Они были задержаны спустя три месяца после ареста основных членов группы, которых разыскивали около 1 тыс. сотрудников правоохранительных органов сразу в нескольких районах Приморья.
Как следует из материалов дела, Вадим Ковтун подвозил «партизан» к месту преступления, а Никитин помогал закапывать трупы. По версии следствия, убитые на поле возле Кировского молодые люди были наркоторговцами, которые в день преступления охраняли поле с коноплей.
После убийства «партизаны», как утверждает обвинение, закопали трупы на том же поле, забрали наркотики и скрылись на автомобиле, который принадлежал жертвам. Позже, как сказано в обвинительном заключении, они сожгли автомобиль, чтобы скрыть улики.
Не хватило улик
Адвокат Илютикова Юлия Чибунина на прениях сторон во время второго процесса по делу «приморских партизан», который стартовал в 2015 году после шести попыток собрать заседателей, указывала, что у прокурора нет улик для того, чтобы обвинять в убийстве наркоторговцев именно «приморских партизан». «Крови нет, земли нет, отпечатков нет. Что есть-то вообще?» — отмечала Чибунина, которую цитирует портал vl.ru.
«Приморские партизаны» отрицали свою вину в убийстве наркоторговцев. Выступая с последним словом 13 июля, Никитин заявил в суде, что понимает горе родственников жертв, которые потеряли своих близких, но «этих людей не убивал».
«У меня была хорошая работа, заработок. Имелось два автомобиля. Для чего мне идти убивать людей? Ради наркотиков? Вы видели моих друзей, вы можете судить о моей жизни из фотографий. Я прошу вас все взвесить. У прокурора нет ни единого доказательства, факта, свидетеля. У меня все», — настаивал Никитин.
Кириллов же отметил, что прокурор, выступая с обвинением, не представил ни одного доказательства того, что именно он следил за наркоторговцами. «Убивать людей за несколько мешков наркотиков — это абсурдная версия, которая не нашла подтверждения. Нет и доказательств факта сбыта. Я хочу, чтобы вы приняли взвешенное решение. Наши судьбы — в ваших руках. Будьте справедливы», — обратился Кириллов к присяжным.
С тем, что в деле об убийстве четырех наркоторговцев отсутствует событие преступления, согласились и присяжные.
Оправдывают ли самосуд
Директор Левада-центра Лев Гудков полагает, что оправдательный вердикт никак не связан с поддержкой обществом борьбы с наркотиками без суда и следствия. По его мнению, речь, скорее всего, идет об отсутствии улик, на которое ранее указал Верховный суд.
«Наши замеры во время расследования дела «приморских партизан» показывали: хотя общество во многом понимало мотивацию этих людей, такие методы добиваться справедливости большинством отрицались», — отмечает эксперт.
Осуждали «партизан», согласно проведенному в июне 2010 года опросу Левада-центра, 52% жителей российских регионов, 22% выражали им сочувствие.
До сих пор у общества есть запрос на решение проблем в рамках институтов, несмотря на сохраняющийся негативизм по отношению к судебной системе, настаивает Гудков. Люди понимают ценность и необходимость правовой системы, считает эксперт.