Путин пообещал опротестовать в суде решение об аресте госактивов в Европе
Как заявил Путин на встрече с руководителями иностранных информационных агентств, «реакции не может не быть, мы будем защищать свои интересы». Содержание беседы размещено на сайте президента России. Президент отметил, что «в том, что акционеры ЮКОСа пытаются получить от России дополнительные средства, никакой новизны нет — мы с этим сталкивались и раньше и со стороны этой компании, и со стороны других наших партнеров». По словам Путина, Россия будет действовать «в рамках цивилизованного юридического процесса».
Президент пояснил, что решения Гаагского арбитражного суда имеют силу в отношении только тех стран, которые подписали и ратифицировали Европейскую энергетическую хартию. «Россия не ратифицировала эту хартию, поэтому мы не признаем юрисдикции этой судебной инстанции», — сказал Путин.
По мнению Путина, проблему с арестом российских активов за рубежом удастся решить так же, как это случилось в ситуации с иском компании Noga. «Мы долго судились с компанией Noga, и в конце концов все-таки все проблемы решили», — напомнил Путин.
Швейцарская компания Noga, о которой говорит Путин, в 1990-е годы подавала иски на Россию в различные судебные инстанции в связи с тем, что российская сторона якобы не выполнила свои обязательства: согласно договору, компания поставляла России товары народного потребления в обмен на нефтепродукты на сумму $1,5 млрд. В обеспечении иска во Франции был наложен арест на российские госсчета за рубежом, а также на имущество российских учреждений и компаний (в том числе посольство России в Париже). Кроме того, по иску компании на авиасалоне в Ле Бурже едва не были арестованы российские самолеты Су-30 и МиГ-АТ. В декабре 2003 года суд во Франции лишил Noga возможности добиваться ареста имущества России во Франции. Спустя несколько месяцев после этого швейцарская фирма отозвала все свои иски к России.
Ранее о том, что Россия будет оспаривать решение об аресте госактивов в Европе, говорил помощник президента Андрей Белоусов. Глава российского МИДа Сергей Лавров 19 июня заявил, что действия Бельгии, власти которой арестовали российское госимущество, нарушают международное право, а ответом России «станет взаимность».
17 июня стало известно об аресте российского имущества в Бельгии. В список учреждений с арестованным имуществом попали почти все крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, российские представительства, в том числе архиепископство Брюссельское и Бельгийское РПЦ, а также отделения негосударственных организаций и СМИ. Как рассказал Лавров, арестованы были счета посольства России, счета представительства при ЕС и представительства при НАТО. Арест на российское госимущество был наложен также во Франции — во французской «дочке» ВТБ были заблокированы счета российских дипмиссий, арестованы счета государственного информагентства «Россия сегодня».
Имущество России было арестовано в обеспечение решения Гаагского арбитража от 18 июня 2014 года. Согласно решению суда в Гааге Россия должна была выплатить кипрским компаниям Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited (суммарно владели 51% ЮКОСа) компенсации — $39,9 млрд и $1,85 млрд соответственно. Пенсионному фонду ЮКОСа Veteran Petroleum Россия должна была выплатить $8,2 млрд.
Ранее российские власти неоднократно называли решение суда политически мотивированным и официально сообщали, что не собираются выполнять требования арбитража.
В ответ на аресты российского госимущества российский МИД 18 июня вызвал посла Бельгии Алекса Ван Меувена для дачи объяснений. Российская сторона пригрозила рассмотреть вопрос об аресте имущества посольства Бельгии в Москве, а также имущества бельгийских юрлиц в случае, если арестованные российские банковские счета не будут разморожены.