Спецназ в плену: что известно об обвиненных Киевом в терроризме россиянах
Обмен или суд
В Минске во вторник начались переговоры о выдаче двух задержанных в воскресенье в Луганской области россиян. Эту информацию подтвердили РБК два источника: близкий к трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе и в руководстве самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР).
Последний уточнил, что во вторник стороны не достигли каких-либо договоренностей. Обсуждение выдачи проходит во время планового заседания подгруппы по гуманитарным проблемам, созданной для реализации Комплекса мер по выполнению минских соглашений.
В среду премьер-министр ЛНР Геннадий Цыпкалов не исключил, что в рамках контактной группы может быть поднят вопрос обмена или освобождения двоих сотрудников народной милиции ЛНР, передает Интерфакс.
О том, что власти ЛНР обсуждают с руководством Украины вопрос обмена двух взятых в плен украинскими военными солдат, днем ранее заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий. По его словам, взятые в плен Евгений Ерофеев и Александр Александров включены в первоочередные списки обмена.
Во вторник вечером сайт МИД РФ сообщил, что российское посольство в Киеве потребовало встречи консульских работников с удерживаемыми гражданами Российской Федерации с целью оказания им необходимой помощи в соответствии с нормами международного права.
Сейчас задержанные Ерофеев и Александров находятся в киевском военном госпитале по адресу: Госпитальная улица, д. 18, рассказал РБК посетивший их вместе с другими журналистами корреспондент «Новой газеты» Павел Каныгин. По его словам, оба они чувствуют себя удовлетворительно, отмечают корректное отношение украинской стороны и просят родственников не беспокоиться за их жизнь и здоровье.
Начальник департамента контрразведки в сфере информационной безопасности СБУ Виталий Найда объявил присутствовавшим представителям СМИ, что Ерофеева и Александрова будут судить за терроризм, так как Россия не признает их своими военнослужащими, уточнил Каныгин.
Служили в армейском спецназе
Из опубликованных Службой безопасности Украины видеозаписей допроса россиян — 27-летнего Александра Александрова из Маломыжского района Кировской области и 29-летнего Евгения Ерофеева из Самары — следует, что задержанные прибыли на Украину 26 марта 2015 года в составе батальонной группы из 220 человек — военнослужащих 3-й гвардейской Отдельной бригады специального назначения, дислоцированной в Тольятти, под командованием майора Константина Напольских. По словам задержанных, батальон дислоцировался в Октябрьском районе Луганска. На момент задержания 16 мая 2015 года Александров и Ерофеев находились в составе группы разведчиков из 14 человек, следует из предоставленных доказательств. Капитан Ерофеев командовал группой, а Александров выполнял обязанности разведчика-санитара, говорят они в опубликованном СБУ видео. Группа вела разведку местности в районе моста перед городом Счастье, здесь они были обнаружены бойцами ВСУ, ранены и задержаны в завязавшемся бою, следует из видео. Александров как разведчик-санитар пытался оказать помощь раненому командиру Ерофееву.
Украинские силовики настаивают на достоверности данных допроса, ранее они также продемонстрировали журналистам изъятый у пленных автомат «Вал». Разработанный в конце 1980-х годов в СССР автомат для бесшумной стрельбы состоит на вооружении спецназа России и Грузии. «По мнению экспертов СБУ, в первый раз в истории Главного разведывательного управления Генштаба РФ был задержан их офицер, командир с оружием в руках и при выполнении боевого задания», — говорится в сообщении на официальной странице СБУ в Facebook.
На следующий день после обнародования украинской стороной первых видеозаписей с задержанными представитель российского Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков подтвердил, что захваченные СБУ в Луганской области граждане России Александров и Ерофеев «ранее действительно проходили службу в одном из соединений ВС РФ и имеют военную подготовку», но не являются действующими военнослужащими.
Где именно проходили службу и когда были уволены задержанные украинскими военными россияне, Конашенков не сообщил. При этом, по словам представителя Минобороны, в ведомство обратилось руководство Ассоциации ветеранов войск специального назначения с просьбой «выйти по официальным каналам на Генштаб Украины с целью прекратить издевательства над их ранеными товарищами со стороны сотрудников СБУ в ходе выбивания выгодных показаний». Дополнительных комментариев от Минобороны не будет, дали понять в ведомстве на вопрос РБК.
Заблудший десант
25 августа прошлого года Служба безопасности Украины опубликовала видеозапись допроса задержанных военнослужащих 331-го полка Свирской 98-й дивизии ВДВ (полк находится в Костроме, а сама дивизия дислоцируется в Иваново). Девять десантников были задержаны в Донецкой области в 20 километрах от российско-украинской границы. Как утверждало ведомство, они проникли в область незаконно; у них отсутствовали знаки отличия, а маркировка на их технике была закрашена.
Военнослужащие получили статус задержанных, а не военнопленных, так как официально Россия не находится в состоянии войны с Украиной.
Родственники военнослужащих, узнав их на видеозаписи, обратились к командованию части. Им ответили, что десантники на двух машинах заблудились при переброске с полигона на полигон в Ростовской области и случайно попали на территорию Украины. Президент России Владимир Путин, выступая на молодежном форуме, прокомментировал ситуацию словами: «На самом деле это правда, и я сейчас говорю серьезно. Я верю, что они заблудились, потому что там нет маркированной границы».
27 августа границу России пересекли 63 военнослужащих национальной гвардии Украины, отступавшие под давлением превосходящих сил противника в Донецкой области. Бросив оружие, они официально обратились к российским пограничникам с просьбой разрешить им пребывание в России.
30 августа на пункте пропуска «Гоптовка» в Харьковской области состоялся обмен этих военнослужащих на костромских десантников. Украинские власти подчеркнули, что это нельзя считать обменом пленными, так как страны не находятся в состоянии войны. «Тем не менее Украина сделала шаг навстречу Российской Федерации», — заявил представитель информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрей Лысенко.
В ноябре ответственный секретарь Союза солдатских матерей России Валентина Мельникова заявила, что, по ее данным, некоторые из освобожденных военнослужащих снова могут попасть на Украину.
К правозащитникам и ветеранам родственники не обращались
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, в Едином государственном реестре юридических лиц нет сведений о существовании организации с названием «Ассоциация ветеранов войск специального назначения». Пока не подключались к работе и известные объединения ветеранов.
В Самарском союзе ветеранов ВДВ и войск специального назначения ничего об обращении какой-либо из ветеранских ассоциаций по поводу задержания двух бывших военнослужащих не слышали, сказал РБК руководитель самарской организации Виктор Калиничев.
Не располагает информацией об обращениях ветеранов в адрес Минобороны и экс-руководитель разведки ВДВ Павел Поповских. В беседе с РБК во вторник Поповских сообщил, что уточнял информацию об обращении в Минобороны также у председателя Межрегиональной общественной организации ветеранов армейского спецназа ГРУ «Спецназ — АС» генерал-майора в отставке Александра Чубарова. По словам Поповских, руководство этой крупнейшей организации ветеранов спецназа ГРУ также не обращалось в Минобороны.
Родственники Ерофеева и Александрова пока не обращались в организации солдатских матерей, сообщила РБК ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Ничего не известно об обращениях родственников к правозащитникам и члену президентского Совета по правам человека, руководителю правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергею Кривенко.
Жена и бывший сослуживец
В среду журналистам ГТРК «Самара» удалось поговорить с женой сержанта Александрова. В интервью она рассказала, что ее муж служил сержантом-контрактником и уволился из части в декабре 2014-го, перед Новым годом. «Ему предложили хорошую работу, как он сказал, и хорошую зарплату. И больше времени для семьи будет. Мы вместе приняли это решение, и я его поддержала», — говорит Екатерина Александрова. Часть, в которой проходил службу муж, она не называет. По словам женщины, она не знала, что муж окажется в Луганской области. «Он как-то говорил, что у него там родственники по отцовской линии. А потом говорил, что ему какие-то курсы обучения нужно пройти где-то в Воронеже. Звонил, говорил, что все хорошо, что скоро приедет», — сказала супруга задержанного.
Ранее во вторник вечером Русская служба Би-би-си опубликовала анонимное интервью с бывшим сослуживцем второго задержанного — капитана Евгения Ерофеева. Мужчина, проходивший срочную службу в Тольятти в третьей бригаде спецназа в 2010–2011 годах, якобы уверенно опознал одного из своих тогдашних командиров. Бывший солдат тольяттинской бригады назвал свою часть «показательной», но не выделяющейся «суперподготовкой», как принято считать о подразделениях ГРУ. «Можете просто сделать вывод о его отношении к солдатам во время срочной службы, — отзывается о своем командире. — Соответственно, группа бросила именно своего командира. Не посчитала целесообразным спасать его, потому что провал именно не в том, что демаскировались, а в том, что захватили в плен живого командира».
Третья бригада спецназа была создана еще в 1966 году. Входила в состав советского контингента в ГДР. С 1991 по 1992 год находилась в Риге. В составе вооруженных сил России дислоцировалась сначала в поселке Рощинский Самарской области, а с 2010 года в Тольятти. Бойцы бригады имеют боевой опыт, полученный в Косово, Таджикистане, Афганистане и на Северном Кавказе.