«Ось зла» Трампа: почему в Вашингтоне вспомнили про иранскую проблему
Отложенная угроза
Несмотря на выполнение условий ядерной сделки, Иран потенциально может угрожать безопасности всего мира из-за того, что продолжает финансировать террористов и сохраняет ядерные амбиции, заявил 19 апреля госсекретарь США Рекс Тиллерсон. 19 апреля в ходе, по замечанию Politico, достаточно редкого выхода к журналистам руководитель Госдепартамента обвинил Тегеран в том, что тот продолжает дестабилизацию Ближневосточного региона, нарушает ракетными тестами директивы Совбеза ООН и продолжает спонсировать террористов. «Словами и делами Иран сеет рознь, — заявил Тиллерсон. — Без должного контроля Иран способен пойти по пути КНДР и затянуть за собой весь мир».
Рекс Тиллерсон и Дональд Трамп критиковали КНДР с марта. Тиллерсон говорил, что эта страна исчерпала «стратегическое терпение» США. Трамп написал серию твиттов, критикующих поведение Северной Кореи. Критику спровоцировали проведенные Пхеньяном ракетные испытания и подготовка к ядерным, на прошлой неделе эксперты не исключали нанесения США удара по Северной Корее, хотя и называли такой вариант маловероятным.
Бывший президент США Барак Обама согласился бы с обвинениями новой администрации Белого дома в адрес Ирана, касающихся поддержки терроризма, подрыва интересов США на Ближнем Востоке, нарушения запретов ООН и угрозы Израилю как важнейшему союзнику Штатов, пишет Би-би-си. Но в отличие от администрации Трампа, подчеркивает Би-би-си, Обама отделял вопрос ядерной сделки от общего направления американской политики в отношении Ирана. Тиллерсон назвал подход предыдущей администрации неверным и заявил о необходимости всестороннего рассмотрения исходящих от Ирана угроз. По словам госсекретаря, ядерная сделка «не заблокировала, но лишь отложила» становление Ирана как ядерной державы.
«Затасканные обвинения»
Обвинения в свой адрес иранский МИД назвал «затасканными». Министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф написал в своем Twitter, что США не могут отрицать: Тегеран выполняет условия заключенной в июле 2015 года «ядерной сделки» (такое название получил Совместный всеобъемлющий план действий по обеспечению мирного характера ядерной программы Ирана). Замминистра иностранных дел Ирана Казем Саджапур заявил, что сделка по ядерной программе Ирана не может быть изменена, тем более одной стороной.
18 апреля Тиллерсон направил председателю нижней палаты конгресса Полу Райану регулярный отчет о мониторинге сделки. В нем госсекретарь отметил: свою часть сделки Тегеран выполняет, хоть и имеются некоторые опасения по поводу финансирования террористов. Согласно договоренностям, США должны снимать санкции в отношении Тегерана за выполнение обязательств, однако госсекретарь в том же докладе сообщил, что президент Дональд Трамп уже поручил Совету нацбезопасности (СНБ) оценить, насколько снятие санкций с Ирана «укладывается в национальные интересы США».
Подобные доклады с анализом исполнения сделки госсекретарь обязан представлять конгрессу каждые 90 дней. На пресс-брифинге 19 апреля представитель Белого дома Шон Спайсер подчеркнул, что анонсированная Тиллерсоном оценка санкций под эгидой СНБ США должна занять 90 дней. Таким образом, к середине июля правительство получит «рекомендации по дальнейшим шагам» в отношении Ирана.
«Сначала ракетная атака по Сирии, затем откровенный вызов Пхеньяну, теперь вернулись к Ирану <...> Цель очевидна: в каждом случае Вашингтон делает резкий шаг, перекидывая тем самым мяч в руки оппонентов и заставляя их раскрыться, совершать ошибки или оправдываться», — отреагировал на заявления Тиллерсона председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев. По его мнению, дальше введения США новых санкций против Тегерана дело не дойдет. Однако, предупреждает Косачев, позиция Вашингтона повлияет на его отношения с Россией и ООН. МИД России не раз заявлял, что выступает против пересмотра соглашения с Ираном.
США вряд ли выйдут из ядерного соглашения, так как должны соблюдать международные обязательства, однако есть вероятность, что администрация Трампа попытается найти лазейки, чтобы ввести новые санкции против Ирана за поддержку ливанской организации «Хезболла», которую США считают террористической, говорит Гордон Хан, независимый американский эксперт по Ближнему Востоку. Заявление Тиллерсона также можно расценивать как предостерегающий сигнал Ирану, что его политика в Сирии и Ливане может иметь негативные последствия, указывает эксперт. «Введение санкций против Тегерана за поддержку «Хезболлы» было бы легко осуществить через административные рычаги, так как Иран уже включен Госдепартаментом США в список спонсоров терроризма», — заключил Хан.
США вряд ли перестанут выполнять соглашение, считает научный сотрудник НИУ ВШЭ Юлия Свешникова, однако будут искать другие причины для оказания давления на Иран, например, через вопросы прав человека, поддержки террористических группировок в регионе.
Сигнал к встрече
Раскритиковав Тегеран, госсекретарь Тиллерсон не сообщил, какие конкретные меры намерена принять администрация.
Администрация Трампа последовательна в своей иранской политике, указывает Юлия Свешникова. «Воинственные заявления Трампа по поводу возможного пересмотра сделки были заметны и в период предвыборной кампании. С приходом Трампа к власти появился приказ об ограничении въезда граждан отдельных стран, который коснулся граждан Ирана, так что Трамп просто следует заявленным задачам», — сказала РБК эксперт.
Жесткая риторика госсекретаря Тиллерсона связана с подготовкой администрации Трампа к встрече с министрами иностранных дел стран — участников переговорного процесса по иранскому ядерному соглашению, считает Гордон Хан. Согласно Плану действий, такие встречи должны проходить раз в два года, ближайшее заседание Совместной комиссии по СВПД состоится в Вене 25 апреля. США готовятся к ним и озвучивают свою позицию, рассказал эксперт РБК.
На очередной встрече Совместной комиссии по СВПД российская сторона ждет от США конкретной позиции по соглашению, заявил «РИА Новости» постпред России при отделении ООН и других международных организациях в Вене Владимир Воронков. Дипломат уверен, что срыв «ядерной сделки», доказавшей свою работоспособность, не добавит стабильности как в регионе, так и в глобальном измерении.
Соглашение раздора
Соглашение между Ираном и группой государств «Евротройка+3» (Германия, Франция, Великобритания, США, Россия и Китай) было подписано в 2015 году и вступило в действие в январе 2016 года.
Тегеран обязался ограничить свою ядерную программу в обмен на снятие международных финансово-экономических санкций, которые ударили по нефтяному и банковскому секторам экономики Ирана.
Во время своей предвыборной кампании Трамп называл соглашение «худшей сделкой, которая когда-либо обсуждалась». В ответ на это в ноябре 2016 года Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи предупредил, что Тегеран примет ответные меры, если США нарушат ядерное соглашение.