Решающий этап: Лондон и ЕС согласовали переходный период после Brexit
Переходный период будет короче
В понедельник, 19 марта, Великобритания и ЕС завершили согласование параметров переходного периода по Brexit (выходу страны из Евросоюза). Одобрить документ стороны собираются в конце недели на саммите Европейского совета, в котором примут участие главы всех 28 стран Евросоюза, включая Великобританию.
Согласно представленному в понедельник документу, переходный период продлится 21 месяц со дня официального выхода Великобритании из состава ЕС (с 29 марта 2019 года по 31 декабря 2020 года). Великобритании не удалось убедить Евросоюз в том, что транзитный период должен длиться ровно два года. В декабре главный переговорщик Брюсселя Мишель Барнье отметил, что логично закончить этот период в последний день текущего семилетнего бюджета ЕС, а не в марте, как того хотел Лондон изначально. За три месяца переговоров позиция Брюсселя не изменилась.
В остальном соглашение оказалось компромиссным. Лондон обязался гарантировать гражданам Евросоюза, которые приедут в страну после 29 марта 2019 года, такие же права, как и тем, кто приехал до начала Brexit, хотя правительство Великобритании было против такого подхода. Однако требование Лондона о том, что все новоприбывшие должны будут вставать на учет в МВД через три месяца после въезда, было принято, сообщает Reuters.
Стороны также согласовали промежуточное решение о контроле за границей Северной Ирландии (части Великобритании) с независимой Республикой Ирландией (входящей в ЕС). Брюссель и Лондон договорились, что, если в ближайшие месяцы не удастся согласовать устраивающее все стороны решение по границе, в действие вступит план, который позволит Северной Ирландии сохранить существующий сейчас режим торговли с Евросоюзом и безопасности на границе. Фактическая прозрачность границы между Белфастом и Дублином закреплена в Белфастском соглашении 1998 года, которое завершило 30 лет гражданской войны в Северной Ирландии.
Кроме того, Великобритания добилась права заключать в переходный период собственные торговые соглашения с другими странами, оставаясь частью существующих торговых соглашений между ЕС и другими странами. Подписанные соглашения с третьими странами могут вступать в силу во время переходного периода, если будут одобрены Брюсселем. Данный пункт позволит снизить риски для бизнеса в результате резкого перехода, отмечает Би-би-си.
Также решено, что во время переходного периода Великобритания лишится права голоса при принятии внешнеполитических решений ЕС. Однако обнародование компромиссных договоренностей не означает, что они сохранятся и не будут изменены. «Ничего не согласовано, пока все не будет согласовано», — напомнил Барнье в понедельник, 19 марта. Однако, по его словам, пройдет решающий этап в переговорах.
Мэй критикуют за соглашение
Газета The Guardian назвала соглашение «пирровой победой». Одним из самых сложных стал вопрос о границе между двумя Ирландиями. Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии (DUP) была против договоренностей, которые привели бы к тому, что Brexit создал разные торговые режимы для разных субъектов Великобритании. Позиция DUP важна в контексте политики Лондона, поскольку союз с ними обеспечивает правительству консерваторов большинство в парламенте.
Премьер-министру Великобритании Терезе Мэй также не нравилось предлагаемое решение о возможности сохранения действующего режима торговли для Белфаста, так как это «страховочное решение» изолирует провинцию от материка, передвинув фактическую границу в сторону Ирландского моря. Однако сохранение нынешнего режима принципиально для Ирландии. В декабре 2017 года экс-премьер Ирландии Берти Ахерн, один из подписантов Белфастского соглашения, в разговоре с РБК отмечал, что отсутствие физических барьеров — принципиальная позиция Дублина. «Никаких таможенных постов, никаких проверок, никаких заборов, это все часть мирного процесса на острове», — говорил он.
Неоднозначную реакцию политиков вызвали договоренности о рыболовецкой политике, по которым Лондон сохранит установленную на уровне ЕС квоту в общем вылове до 2020 года. «То, что мы теперь должны ждать до 2020 года, чтобы получить полный контроль (над рыбной ловлей. — РБК), несомненно, разочаровывает», — сказала лидер консерваторов в Шотландии Рут Дэвидсон (цитата по The Guardian). Она отметила, что встречалась в понедельник с лидерами рыболовецкой отрасли, которые также разочарованы. В свою очередь, министр сельского хозяйства шотландского правительства Фергюс Юинг из Шотландской национальной партии назвал сделку наихудшим исходом для рыбной промышленности Шотландии. Восстановление британского контроля над собственными ресурсами было одной из главных тем в агитационной кампании за выход из ЕС.
Согласие Лондона на сделку в нынешнем виде вызвало критику среди британских политиков правого толка. Националист Найджел Фарадж, бывший лидер партии UKIP, призвал к отставке кабинета Мэй, назвав премьера «Терезой-соглашательницей». Депутат от правящей консервативной партии Дуглас Росс подчеркнул, что «проще было бы заставить кого-то выпить пинту рвотных масс, чем представить такой результат, как успех» (цитаты по The Guardian).
Британские СМИ сообщали, что правительство во вторник соберется на специальное обсуждение согласованных мер. В Евросоюзе, однако, соглашение приветствовали. «Мы с большой радостью вчера узнали о достигнутой договоренности между ЕС и Великобританией о переходном периоде. Но мы знаем, конечно, что многие вопросы еще предстоит решить, прежде всего вопрос о границе в Северной Ирландии, который очень чувствителен и имеет центральное значение», — заявила 20 марта канцлер ФРГ Ангела Меркель.