Мосгорсуд оставил в силе реальный срок для Навального
Мосгорсуд отклонил апелляцию адвокатов Алексея Навального на решение о замене ему условного срока по делу «Ив Роше» реальным. Но при этом изменил постановление, зачтя в срок наказания нахождение под домашним арестом с декабря 2013-го по февраль 2014 года. Срок реального заключения для Навального сокращается на несколько месяцев. Такое решение вынес судья Дмитрий Балашов, передает корреспондент РБК.
Адвокаты Навального пояснили РБК, что срок составит 2 года 6 месяцев 2 недели, он закончится в конце июля — начале августа 2023 года.
Заседание проходило в выездном режиме в Бабушкинском суде Москвы, поскольку позднее сегодня там же продолжится процесс в отношении Навального по делу о клевете на ветерана Игната Артеменко.
2 февраля Симоновский суд по требованию уголовно-исполнительной инспекции ФСИН заменил Навальному форму наказания с условного лишения свободы на колонию. Органы ФСИН ссылались на многочисленные случаи его неявки на регистрацию, в том числе в период, когда он лечился от последствий отравления в Берлине. При этом нарушения Навальный допускал еще до своей госпитализации, но, руководствуясь «принципами гуманизма», ФСИН давала ему шанс исправиться, говорил инспектор Александр Ермоленко. А прокурор Екатерина Фролова сделала акцент на том, что судебная система проявила к Навальному «беспрецедентную снисходительность», так что он получил два условных срока по разным делам.
В своей апелляции защитники ссылались на следующие доводы:
- Приговор по делу «Ив Роше» должен быть отменен согласно позиции ЕСПЧ
- Навальный не скрывался от контроля, а в течение второй половины года лечился в Берлине от последствий отравления и физически не мог ходить на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию.
- Испытательный срок по делу «Ив Роше» у Навального закончился 30 декабря 2020 года; суд вынес свое решение о замене формы наказания за пределами этого срока.
- Суд и вообще власти России нарушили право Навального на конфиденциальное общение с защитниками, а значит, и на защиту, и на состязательность сторон.
- Тюремное заключение создает угрозу для жизни и здоровья Навального, поскольку есть данные, что отравлен он был спецслужбами.
Защитники Навального потребовали освободить оппозиционера в рамках обеспечительных мер, которые Россию обязал принять Европейский суд по правам человека. Адвокат Ольга Михайлова напомнила, что, по мнению ЕСПЧ, в свете отравления Навального и расследований СМИ о связи с ним ФСБ его тюремное заключение в России создает прямую угрозу для его жизни и здоровья.
«Представим идеального человека, который не скрывался от контроля. У него условный срок и, допустим, его даже не отравили, а он попал в аварию. Дальше он пришел в себя, но врач назначил ему реабилитацию. Идеальный человек в этой ситуации берет бумагу и пишет в свою инспекцию: «Я был в коме. Сейчас прохожу реабилитацию». Потом через какое-то время его выписывают. Он берет билет домой и едет в свою инспекцию. Я действовал абсолютно как этот идеальный человек. Что я мог сделать еще?» — заявил Навальный.
Прокурор Екатерина Фролова возразила, что Навальный еще до своей госпитализации нарушил режим регистрации семь раз, а до этого порядка пятидесяти раз, и все это время инспекция закрывала глаза на его нарушения. После своей выписки из клиники «Шарите» Навальный уведомил о себе инспекцию только через два месяца, а после этого, с 23 ноября и до возвращения в Россию, он снова не давал о себе знать, подчеркнула прокурор. Его времяпрепровождение в период лечения она описала так: «Прогулка с сыном по Берлину. Интервью известному блогеру [Юрию Дудю]. Пробежка по Берлину. Отдых у озера. Отдых с супругой в лесу. Аренда домика в курортном городе. Это похоже на времяпрепровождение тяжелобольного человека, который не в состоянии явиться на регистрацию?»
По ее мнению, Навальный «пытается доказать свое право на исключительность, право быть выше закона — например, являться в инспекцию когда ему удобно, а не в установленные дни». «Вопрос не в Навальном, а в принципе равенства всех перед законом», — подытожила Фролова.
В своем последнем слове Навальный рассказал, что стал верующим человеком и в его политической деятельности ему помогает заповедь «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Обратившись к судье и прокурору, он призвал их «не бояться этих людей, тех, кто добивается правды».
«Мне приходит много писем, многие из них кончаются фразой «Россия будет свободной!». Я согласен с этой фразой, но это не может являться целью само по себе. Я хочу, чтобы Россия была богатой, чтобы ее богатства распределялись справедливо. Чтобы она была с нормальным здравоохранением и образованием, поэтому я предлагаю изменить этот лозунг так: Россия будет счастливой», — закончил он.
Навальный был госпитализировал 20 августа прошлого года во время перелета из Томска в Москву. Через два дня его отвезли на лечение в Германию. Европейские медики заявили, что в организме Навального есть следы боевого отравляющего вещества группы «Новичок». В омской клинике утверждали, что признаков отравления не обнаружили, а состояние Навального было вызвано «острым нарушением обмена веществ».
Москва отрицает причастность к отравлению Навального. В декабре издания The Insider, Bellingcat и CNN опубликовали расследование о связи с отравлением Навального восьми сотрудников ФСБ, президент Владимир Путин назвал материалы СМИ об отравлении «легализацией материалов американских спецслужб». В ФСБ сочли расследование «провокацией, направленной на дискредитацию ФСБ и ее сотрудников».
17 января Навальный вернулся в Россию и был задержан за срыв условного срока по делу «Ив Роше».