Польский премьер поспорил с главой Еврокомиссии о верховенстве права ЕС
«Верховенство права ЕС — это фундамент всей архитектуры»
Во вторник, 19 октября, в Европарламенте прошли дебаты о верховенстве права Европейского союза в Польше. Главными докладчиками были председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. После их выступлений почти три часа выступали депутаты Европарламента. Абсолютное большинство заявило о неприемлемости польской позиции; некоторые также обвинили Моравецкого, сидевшего все это время в зале, во лжи и установлении диктатуры в стране.
Тон дискуссии задал представитель председательствующей сейчас в Евросоюзе Словении министр иностранных дел этой страны Анже Логар: «Европейский союз — это общность, а верховенство права ЕС — это фундамент всей архитектуры». Сохранение такого подхода гарантирует, что граждане всех 27 стран, входящих в ЕС, пользуются равными правами, и если не придерживаться его, то союз не сможет гарантировать свой главный принцип — равенство всех граждан, предупредил Логар.
Спор между институтами Евросоюза и Польшей, вступившей в ЕС в 2004 году, обострился в октябре. Конституционный суд страны решил, что в некоторых случаях национальное законодательство должно преобладать над законами Европейского союза. Суд постановил, что четыре положения Договора о Европейском союзе — об уважении к человеческому достоинству, свободе, демократии, о верховенстве права и равенстве, а также о юрисдикции Европейского суда — противоречат польской Конституции.
Это решение было вынесено на фоне нескольких вердиктов Суда ЕС, осудивших действия польских властей, которые с 2017 года проводят судебную реформу. В Брюсселе критикуют ее, указывая, что она политически мотивирована.
Урсула фон дер Ляйен начала выступление с напоминания, что ЕС гордится членством Польши и историей польского народа, который победил коммунистическую диктатуру: «Почти 40 лет назад, в декабре 1981 года, коммунистический режим в Польше ввел военное положение. Многие лидеры были брошены в тюрьму просто за то, что выступили за свои права <...> Люди хотели свободы выбирать свое правительство, свободы слова и печати, хотели борьбы с коррупцией и независимости судов, которые защищали бы их права». «Недавнее решение польского конституционного суда, — продолжила фон дер Ляйен, — ставит многое из этого под вопрос». ЕС давно беспокоит происходящее в Польше, в частности увольнение судей без объяснения причины, что угрожает независимости судов, а этот принцип является столпом верховенства права. Решение конституционного суда «ставит под вопрос сам фундамент Европейского союза», является прямым вызовом единству европейского законного порядка, который гарантирует равные права и взаимное доверие между членами ЕС, высказала мнение глава Еврокомиссии.
Говоря о том, как Еврокомиссия намерена действовать в отношении Польши, фон дер Ляйен напомнила о нескольких вариантах: решение польского конституционного суда может быть обжаловано, а могут быть применены финансовые инструменты, ЕС может также задействовать статью 7 Договора о Европейском союзе, которая позволяет лишить представителей страны — нарушителя договора некоторых прав, в том числе права голоса в Совете ЕС.
«Я отвергаю язык угроз и шантажа»
Моравецкий отвечал на обвинения главы Еврокомиссии гораздо дольше отведенных регламентом пяти минут. Он обвинил Брюссель в делении на страны первого и второго классов и неодинаковости правил для всех. Он также сделал длительный исторический экскурс, отметив, что Польша защищает Евросоюз на восточном направлении от России, и предупредил, что вскоре ЕС может столкнуться с масштабными последствиями энергетического кризиса, в котором обвинил Москву.
Польский премьер отверг обвинения в том, что его правительство намерено вывести Польшу из состава Евросоюза. «Европа — это наше место. Мы не хотим никуда уходить», — заверил он. «Я отвергаю язык угроз и шантажа», — ответил он на ранее звучавшие призывы ввести против его страны санкции. Претензии к Варшаве насчет соблюдения принципа верховенства европейского права Моравецкий отверг. Он процитировал конституции других стран ЕС, в которых, например во французской, указано, что законы Евросоюза не должны угрожать национальной системе юриспруденции. По мнению Моравецкого, претензии к Варшаве неприемлемы, так как единственное, что сделал польский суд, — попытался разобраться, какие именно полномочия были переданы ЕС, а какие остались на национальном уровне. «Мы передали ЕС многие компетенции, но многие остались на уровне стран. Нет сомнений, что законы ЕС имеют преимущество над национальными в тех вопросах, которые были переданы на уровень ЕС. Польский конституционный суд задал вопрос, где проходит граница между этими компетенциями», — высказал позицию своей страны Моравецкий.
Однако членов Европарламента слова польского премьера не убедили. Депутат из Германии Мартин Вебер, представляющий крупнейшую фракцию Европейской народной партии, заметил, что его стране пришлось менять Конституцию, потому что правила сообщества важнее национального основного закона. Он также выразил благодарность всем вышедшим на демонстрации в Польше против политики властей (10 октября около 100 тыс. человек приняли участие в акции протеста в Варшаве, организованной оппозиционной партией «Гражданская платформа», лидер которой Дональд Туск является председателем Европейской народной партии). Несколько раз во время дебатов звучали призывы лишить Польшу средств, которые должны быть ей выделены из общеевропейского фонда на восстановление экономики.
Позицию Польши поддержали бывшая премьер этой страны Беата Шидло, заседающая сейчас в Европарламенте. Евродепутатов от Польши, которые критиковали премьера, она обвинила в атаке на родину. Депутат из Италии Паоло Боркиа, избранный от националистической «Лиги», напомнил, что польский случай не уникален: в прошлом похожие проблемы с верховенством права ЕС наблюдались в Италии и Германии.
После дебатов в Европарламенте польская проблема будет обсуждаться на саммите глав государств Евросоюза 21–22 октября. Но если какие-то финансовые санкции и будут применены к Польше, в силу длительности процедур они вступят в силу только во второй половине 2022 года.