Власти Москвы задумались о переносе муниципальных выборов
В столичной мэрии обсуждается возможность переноса муниципальных выборов, которые должны состояться в единый день голосования в сентябре 2017 года, на более ранний срок. Речь идет о весне 2017-го, рассказали РБК два источника, близких к администрации президента, и собеседник, близкий к мэрии Москвы. По словам одного из источников, идея обсуждается на уровне вице-мэра Анастасии Раковой, курирующей в структуре столичной власти внутриполитический блок, и руководства профильного департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы. Окончательного решения о том, переносить ли кампанию, пока нет, подчеркивают собеседники РБК.
Предыдущие муниципальные выборы в столице проходили в один день с выборами президента в марте 2012 года на фоне массовых протестов. Позже в России законодательно закрепили, что единый день голосования на региональных и муниципальных выборах вместо двух раз в году — весной и осенью — проводится один раз, в сентябре.
Все муниципальные советы Москвы были избраны сроком на пять лет. Исключение составило только муниципальное собрание района Щукино, полномочия которого равняются четырем годам. Выборы в Щукино прошли в этом году в один день с выборами в Госдуму и преподнесли неприятный сюрприз московским властям: по их итогам кандидатам от «Единой России» досталось лишь семь мандатов из 15. А главой муниципального собрания стал коммунист Андрей Гребенник.
Источник, близкий к столичным властям, рассказывает, что мэрия, полностью поглощенная парламентскими выборами, практически не следила за кампанией в Щукино, а когда выяснилось, что единороссы не получили там большинства, это вызвало серьезное недовольство. «Решили, что надо сделать все возможное, чтобы не допустить подобного впредь», — говорит собеседник РБК.
Перенос кампании застигнет оппозицию врасплох — это и есть главная причина, по которой обсуждается возможность более раннего старта выборов, констатируют источники РБК. «Очевидно, что и КПРФ, и «Яблоко», и, возможно, «Справедливая Россия» будут вести переговоры о сотрудничестве, поддержке тех или иных кандидатов. К сентябрю договориться возможно, если же выборы перенесут на март — не успеют, — рассуждает собеседник РБК, близкий к Кремлю. — А чем больше будет депутатов от оппозиции, тем больше неудобных для мэрии инициатив они будут вносить в Мосгордуму — об отмене тех же платных парковок, например. Понятно, что Мосгордума будет такие инициативы отклонять, но это все равно шум и скандалы, а они никому не нужны. Префектуры тоже не заинтересованы в том, чтобы «пропускать» оппозицию — чем ее меньше, тем спокойнее».
Источник, близкий к мэрии, утверждает, что «подготовка к муниципальным выборам началась сразу после думской кампании»: «Префектуры изучают потенциал возможных кандидатов от оппозиции, с прицелом на выборы также начинает строиться работа по районной проблематике».
Собеседник, близкий к Кремлю, заявляет, что обсуждение идеи переноса кампании происходит с прицелом на выборы мэра Москвы, которые должны состояться в сентябре 2018 года. Чем меньше депутатов сейчас проведет в муниципальные советы оппозиция, тем меньше у нее будет шансов самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр. А значит, придется договариваться с властью, чего не хочется делать никому.
Во время мэрской кампании 2013 года власть помогла преодолеть муниципальный фильтр кандидатам от парламентских партий и «Яблока», а также Алексею Навальному, который выдвигался от РПР-ПАРНАС и занял второе место.
Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова в ответ на просьбу РБК прокомментировать возможный перенос муниципальных выборов заявила, что столичные власти «не обсуждают подобное и никаких оснований для комментариев нет».
Политолог Александр Пожалов говорит, что с законодательной точки зрения есть два механизма переноса выборов: досрочное сложение полномочий муниципальными советами, после чего назначаются новые выборы, или же пересмотр границ муниципальных округов с созданием нового муниципального образования: «Единственный реалистичный сценарий — досрочное сложение полномочий советами. В большинстве из них московская власть имеет достаточное количество голосов. Если идти по этому пути, то советы придется распускать в конце декабря — начале января, а досрочные выборы можно провести по ускоренной процедуре. Что касается возможной муниципальной реформы, то я не вижу никаких признаков того, что она готовится».
Политолог Николай Миронов, напротив, считает, что самороспуск советов — слишком скандальная история и гораздо логичнее провести реформу МСУ: «Пропаганда на телевидении сумеет объяснить людям необходимость этого. А если учесть, что избиратели особо не знают ничего про муниципальные советы, то им будет все равно».
Для оппозиции, говорит Пожалов, возможный перенос выборов невыгоден, поскольку она не успеет к ним подготовиться: «И времени мало, и после только что завершившейся федеральной кампании серьезно упадет интерес к выборам. К сентябрю же не исключена новая политизация городской повестки, и выборы могут оказаться менее управляемыми, в августе-сентябре в целом проще вести дворовую кампанию». Тенденция, по словам эксперта, показывает, что в следующем году городская власть будет принимать еще больше непопулярных решений, работающих именно на повестку муниципальных выборов, например о расширении платных парковок в спальных районах, новых конфликтных градостроительных проектах. «Для внутригородской оппозиции важно провести в советы протестных по настроению районов как можно больше людей, избрать своего председателя и вносить инициативы в Мосгордуму. За счет избрания в муниципалитеты оппозиция может компенсировать свое фактическое отсутствие в Мосгордуме», — считает он.
Муниципальная кампания, по словам Пожалова, важна для оппозиции еще и возможностью «получить ключ к прохождению муниципального фильтра на выборах мэра Москвы», для чего потребуется по одной депутатской подписи от 115–120 районов: «Если КПРФ и «Яблоко» проведут хотя бы по одному человеку в большинство муниципалитетов, то очевидно, что они преодолевают фильтр. Для той же КПРФ это важно, чтобы не зависеть от «Единой России» в получении помощи с подписями муниципальных депутатов. Если коммунисты преодолевают фильтр самостоятельно, это позволит им вести более агрессивную кампанию на выборах мэра», — говорит эксперт.
С ним согласен Миронов: «Коммунисты в Москве — реальные политические игроки. Другие парламентские партии, если бы напряглись, тоже могли бы провести немало депутатов. В противном же случае на выборах мэра надо будет договариваться с властью, а кто контролирует муниципальный фильтр, тот контролирует выборы. Власть зарегистрирует того, кого посчитает нужным».
Пожалов считает, что в целом рациональные политические аргументы для проведения досрочных муниципальных выборов у мэрии отсутствуют, и поэтому не считает такой сценарий реалистичным: «Если же такое решение будет принято, то городским властям и «Единой России» потребуется четко объяснить общественности причины».
Политолог Виталий Иванов полагает, что возможный перенос муниципальных выборов связан с желанием мэрии «минимизировать политические риски, упредить расширение оппозиционного представительства в муниципальных советах». «Если увеличивается представительство оппозиции, то наступает риск скандализации деятельности соответствующих органов власти. Оппозиция зачастую избирается для того, чтобы создать себе площадку для других выборов — в Мосгордуму, например; начинает забрасывать органы власти различными письмами, обращениями, что я называю «спойлированием». Если есть возможность этого избежать, то почему бы и нет?» — резюмирует эксперт.
При участии Елизаветы Антоновой