Глава правозащитного фонда покинет Россию из-за выдворения жены
Фрунзенский районный суд Петербурга во вторник подтвердил правомочность постановления Федеральной миграционной службы, лишившей вида на жительство Дженнифер Гаспар. «Предполагаю, за этим решением стоит конъюнктурное поведение отдельных чиновников, которые хотят уколоть США, выслав гражданина этой страны», — считает ее муж Иван Павлов. Его жена прожила в России уже больше десяти лет и воспитывала с Павловым пятилетнюю дочь, занимаясь консультацией российских НКО по получению иностранных грантов. Гаспар намеревалась получить российское гражданство. Однако в апреле ей отказали в выдаче гражданства на основании заключения управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Ознакомиться с документом и причинами, по которым женщине отказали в получении российского паспорта, ей не позволили, сказал Павлов.
В июле миграционная служба приняла решение об аннулировании вида на жительства Гаспар, ссылаясь на пункт 1 статьи 9 ФЗ «О правовом положении иностранцев». Из него следует, что вид на жительство аннулируется в том случае, «если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности РФ». В суде представитель ФМС отказалась предоставить материалы, на которых там сделали соответствующие выводы, утверждает адвокат Голубок.
Официальные представители управлений ФСБ и ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на вопросы РБК ответили, что дело Гаспар не комментируют. В суде отказались обсуждать вынесенное решение «по телефону» и рекомендовали РБК дождаться обновления сайта.
На выдворение из страны после лишения вида на жительство дается 14 дней, уточнил РБК адвокат Гаспар Сергей Голубок. Представитель Гаспар предлагает отсчитывать этот срок с 6 августа. «Само решение датировано 21 июля, но получили мы его по почте только 5 августа, а 6-го сразу оспорили», — уточнил Павлов.
По его словам, на деятельности фонда его отъезд никак не скажется. «Организация работает стабильно. Другое дело, что у нас параллельно идет суд с Генпрокуратурой о внесении фонда в реестр иностранных агентов. Следующее заседание в пятницу», — отметил правозащитник.
Одним из главных направлений деятельности возглавляемого им фонда является мониторинг официальных сайтов органов власти. «Ежегодно эксперты организации изучают содержание каждого официального сайта, фиксируя наличие, полноту, достоверность и актуальность размещенной на нем информации. Также устанавливается, какую информацию органы власти по тем или иным причинам отказываются размещать на своих сайтах», — говорится на сайте проекта.
Председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов сказал РБК, что внимательно следит за судьбой Гаспар, но не намерен «вмешиваться в судебные процедуры». «Когда судебные процедуры будут завершены, Совет выскажет свое мнение», — подчеркнул Федотов.
По словам адвоката Голубка, решение Фрунзенского суда по жалобе Гаспар может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде, что скорее всего и будет сделано после получения копии документа, однако решение ФМС об аннулировании вида на жительство теперь признанно законным. Если Гаспар не покинет Россию, ФМС может инициировать процедуру депортации гражданки США.
«Советская высылка из страны вернулась в жизнь. Думаю, за этим прецедентом пойдут и другие», — прокомментировал РБК решение суда и ФМС руководитель ассоциации Агора Павел Чиков. По его словам, предложив Гаспар юридическую поддержку, он не испытывал никаких надежд на успешное разрешение дела в суде.
В декабре 2007г. по аналогичным причинам во въезде на территорию России было отказано журналистке российского издания The New Times гражданке Молдавии Наталье Морарь. В феврале 2008г. журналистка попыталась приехать в Россию, уже после заключения брака со своим коллегой по изданию гражданином России Ильей Барабановым. В страну ее снова не пустили. В мае 2009г. Конституционный суд не усмотрел в отказе на въезд Морарь нарушения основного закона. 26 марта 2012г. журналистке удалось вернуться в Россию после того, как главный редактор The New Times Евгения Альбац лично просила тогдашнего президента России Дмитрия Медведева поспособствовать решению этого вопроса.
Максим Солопов