Главы Генштабов России и США пообщались впервые с начала спецоперации
Глава Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов поговорил по телефону с главой Генштаба США Марком Милли. Об этом сообщили в Минобороны России.
Разговор состоялся по инициативе американской стороны. «Были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес, включая ситуацию на Украине», — говорится в сообщении.
13 мая министр обороны США Ллойд Остин впервые с начала спецоперации на Украине провел телефонные переговоры с главой Минобороны России Сергеем Шойгу. Тогда в российском Минобороны сообщили, что они прошли по инициативе американской стороны. «Обсуждены актуальные вопросы международной безопасности, включая ситуацию на Украине», — также заявили тогда в оборонном ведомстве.
Переговоры начальников Генштабов двух стран, как и ранее двух министров, стали первыми с начала российской спецоперации на Украине. Ранее главы Пентагона и Минобороны общались 18 февраля, они провели телефонные переговоры. Тогда Остин призвал Шойгу к «деэскалации» вокруг Украины, в частности к «возвращению российских войск, окруживших Украину, в места постоянной дислокации».
Тот разговор произошел на фоне эскалации ситуации в Донбассе: 17 февраля Украина и ДНР и ЛНР обвинили друг друга в обстрелах. До этого каждая из сторон заявила, что другая перебрасывает технику и военные силы к линии соприкосновения. Обстановка обострилась на фоне сообщений западных СМИ, а также властей США и Великобритании об угрозе вторжения России на Украину.
После того как 24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине, Остин несколько раз пытался связаться с Шойгу, но безуспешно. О безуспешных попытках Остина связаться с российским коллегой на фоне разворачивавшейся спецоперации впервые сообщил 24 марта представитель Пентагона Джон Кирби. По его словам, в течение месяца руководство Минобороны России несколько раз отказывало американской стороне, которая обращалась с призывами к диалогу. Связаться с Шойгу и начальником Генштаба Вооруженных сил Валерием Герасимовым пытались и Остин, и глава комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Марк Милли.
7 апреля уже сам Остин заявил, что не может связаться с Шойгу, чем крайне разочарован. По его словам, Минобороны России с середины февраля не вступало в контакты с Пентагоном. По словам Остина, он и Милли «часто» обращались к Шойгу и Герасимову, однако ответа не последовало.
В Вашингтоне неоднократно заявляли, что контакты между высокопоставленными военными лидерами необходимы, чтобы избежать ненужной эскалации. 28 февраля Минобороны США предложило Москве установить специальный канал связи из-за военной операции на Украине, подобно тому, какой существовал в период военной операции России в Сирии в 2015 году. По его словам, это необходимо из-за того, что воздушное пространство Украины «оспаривается», а украинские самолеты пересекают воздушное пространство НАТО. Ответа от Москвы на это предложение США тогда не последовало.
Москва и Вашингтон поддерживают связь для устранения конфликтов через прямую телефонную линию, но ее функционал ограничен. В Пентагоне ее назвали «тактическим механизмом», который позволяет избегать просчетов, особенно если речь идет о защите воздушного пространства или территории НАТО. По словам представителя американского оборонного ведомства, этот канал связи не создан для того, чтобы «просто позвонить и побрюзжать по любому поводу».