Как конгресс заставил Дональда Трампа изменить отношение к России
Антикремлевский конгресс
После президентской инаугурации 20 января конгрессмены от Республиканской и Демократической партий подготовили два десятка законодательных актов, связанных с Россией, в том числе инициативы, предлагающие ввести санкции против Кремля и лиц, действующих в его интересах.
28 марта конгрессмен от Западной Вирджинии республиканец Александр Муни предложил ввести новые санкции против России. Его законопроект «О противодействии российской агрессии в 2017 году», представленный конгрессу, предполагает введение санкций «в ответ на кибервторжение» в американские выборы. Конгрессмен предложил ввести санкции для физических лиц, компаний и банков, заподозренных в хакерских атаках или в сотрудничестве с российской разведкой и Кремлем. В частности, согласно проекту документа под санкции могут подпасть организации и лица, которые покупают государственные облигации России или инвестируют в инфраструктурные проекты в стране.
Вероятность принятия данного законопроекта низка, согласно технологии анализа больших данных PredictGov она равна 2%. Однако с похожими инициативами выступали и другие политики, например сенатор от штата Мэриленд демократ Бен Кардин, автор «закона Магнитского». 11 января он внес законопроект «О противодействии российской агрессии в 2017 году», положения которого совпадают с инициативой Муни. Вероятность принятия законопроекта Кардина тоже относительно невелика — 26%, согласно PredictGov.
Всего с начала года в конгресс внесено 19 законопроектов и резолюций, прямо или косвенно связанных с Россией. Законодательных инициатив, в которых упоминается Китай — еще одна страна, которую американский президент и конгрессмены критикуют за поведение на международной арене, меньше — 15 с начала года.
В законопроектах, касающихся России, осуждается внешняя политика Кремля — будь это действия Москвы в Грузии, на Украине или Ближнем Востоке. Отношениям России и НАТО посвящено три законопроекта, в которых Россия характеризуется как «угроза» глобальной безопасности и демократии. В двух проектах, посвященных договору о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), Кремль осуждается за нарушение этого договора. В пяти инициативах конгрессмены критикуют действия Москвы на постсоветском пространстве. Два документа посвящены «аннексии Крыма» и «российской агрессии» против Украины. Семь инициатив затрагивают «российское вмешательство» во внутренние дела США, их авторы призывают провести тщательное расследование.
В резолюции членов международного комитета конгресса от 5 апреля, «осуждающей режим президента Сирии Башара Асада за систематическое использование химического оружия против сирийского народа», Россию критикуют за нежелание поддерживать инициативу Совета Безопасности ООН ввести санкции против сирийского президента. В законопроекте о нормализации ситуации в Сирии и Ираке, представленном в конгрессе сенатором-республиканцем Марко Рубио 12 января, Кремль обвиняется в гуманитарной катастрофе на Ближнем Востоке. Автор проекта предлагает ввести санкции против лиц и ведомств России, причастных к кризису.
Антитрамповский антироссийский консенсус
Во время предвыборной кампании Трамп говорил о возможности налаживания отношений с Россией. Однако еще при президенте Бараке Обаме 6 января разведка США опубликовала доклад, в котором открыто обвинила Россию в хакерских атаках. В конгрессе началось расследование возможного вмешательства России в выборы, которое Москва отвергает. На слушаниях конгрессмены от обеих партий критиковали соратников Трампа за связи с Москвой. В частности, советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн подал в отставку, после того как СМИ выяснили, что он не раскрыл детали телефонного разговора с российским послом в Вашингтоне Сергеем Кисляком.
После инаугурации риторика Трампа изменилась. В середине февраля он назвал действия России по присоединению Крыма «захватом», а своего предшественника Барака Обаму осудил за слишком «мягкий» подход к Кремлю. Однако 13 апреля Трамп в Twitter написал, что в «нужный момент» отношения между Россией и США смогут наладиться.
«Активность конгресса связана с антироссийским межпартийным консенсусом», — уверена профессор американистики в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Виктория Журавлева. По ее словам, Трамп не может игнорировать этот фактор, «поскольку неотъемлемой составляющей американской политики является система сдержек и противовесов». Антитрамповская повестка Хиллари Клинтон в ходе ее президентской кампании формировалась за счет антироссийской, поскольку связи Трампа и членов его команды с Россией позволяют закрепить представление о нем как о явлении, чужеродном для современной политической культуры США, что заложило основу для конфликта между американским президентом и конгрессом, заключает эксперт.
«Немалая часть конгрессменов уверены, что Трампу нельзя доверять проведение политики в отношении России, поэтому считают необходимым лишить его значительной части рычагов, в частности, возможностей отменить в одностороннем порядке санкции», — полагает Андрей Цыганков, профессор Университета Сан-Франциско.
Подобная активность конгрессменов на российском направлении отражает настроения в американском истеблишменте, хотя и является политической рутиной для США, говорит политолог из Университета Джоржда Мейсона Джек Голдстоун. «В этом нет ничего необычного. В конгрессе и Белом доме всегда была суматоха, связанная с Россией, когда новая администрация приступала к работе», — заметил он в беседе с РБК. Эксперт считает, что деятельность конгресса связана с разочарованием Вашингтона Москвой. «Каждая президентская администрация пытается перезагрузить российско-американские отношения, однако этим усилиям всегда мешает тот факт, что Россия преследует интересы, которые противоречат американским», — говорит Голдстоун.
Трамп за местные кадры
18 апреля президент Дональд Трамп подписал указ, названный «Покупай американское, нанимай американцев». Указ, как заявил Трамп, положит конец «воровству американского благосостояния», к которому, по его мнению, приводит низкооплачиваемый труд мигрантов. Закон повлияет на процедуру получения виз по программе H-1B, по которой США ежегодно принимают 85 тыс. человек. Выдача виз осуществляется по принципу лотереи, а их обладатели работают в высокотехнологическом секторе. Данный указ ударит по образованным кадрам, прибывшим из АзииЮ и экономике США, но не решит заявленных проблем, пишет The New York Times. Согласно приведенной газетой статистике, в США работают 650–900 тыс. человек по визе H-1B, причем выходцев из Индии среди них примерно 70%, из Китая —12%, остальные — из Японии, Южной Кореи и других стран.