Первый после Крыма: чего ждать от возобновления работы Совета Россия–НАТО
Вопрос о маневрах
Россия и НАТО в среду, 20 апреля, впервые с лета 2014 года проведут консультации на уровне послов, на переговорах Москву будет представлять Александр Грушко. В повестке предстоящего заседания — выполнение минских соглашений по Украине, военная активность альянса, ситуация в Афганистане, вопросы борьбы с терроризмом, рассказывал Грушко в начале апреля. По его словам, Россию «беспокоит военное планирование альянса, выстроенное на постулате необходимости сдерживания России, что существенно ухудшает ситуацию в области безопасности и противоречит обязательствам о военной сдержанности, зафиксированным в Основополагающем акте Россия — НАТО».
Как сообщили РБК два высокопоставленных собеседника из МИДа, инициатива о проведении встречи принадлежит НАТО. О необходимости возобновления политического диалога в декабре прошлого года объявил генсек альянса Йенс Столтенберг. «С момента начала кризиса на Украине НАТО решило прекратить практическое сотрудничество с Россией, но мы также решили сохранять политический диалог с Россией, — заявил он тогда. — Совет РФ — НАТО — это часть политического диалога, который никогда не прерывался» (цитата по ТАСС). На возобновление контактов военно-политический блок пошел скорее вынужденно — уничтожение турецкими ВВС российского истребителя Су-24 в небе над Сирией в ноябре того года показало, что непредсказуемость в отношениях Москвы и альянса достигла максимума. В начале апреля стороны, наконец, согласовали параметры встречи.
В пресс-релизе НАТО подчеркивалось, что в ходе консультаций будет обсуждаться «кризис на Украине и около нее» и необходимость полного соблюдения минских соглашений. «Мы будем обсуждать военную активность с особым акцентом на прозрачность и снижение рисков. Также мы обратимся к ситуации с безопасностью в Афганистане, включая региональные террористические угрозы», — говорилось в сообщении.
Собеседники РБК утверждают, что изначально представители альянса хотели посвятить встречу узкому кругу вопросов, касающихся в основном Украины. Россия настаивала на обсуждении более широкого набора тем. Москва хочет серьезного разговора по Афганистану, так как страна фактически «находится на грани развала», сказал один из собеседников РБК. Представители НАТО согласились включить афганскую тематику и не педалировать вопрос выполнения Москвой положений минских мирных договоренностей, заключенных в феврале 2015 года, утверждает другой источник.
В настоящее время позитивной повестки в отношениях между Россией и НАТО нет, так как не существует ни одного проекта, который бы их связывал, обсуждаются только вопросы минимизации ущерба, говорит источник в МИДе.
С учетом того что НАТО хочет обсуждать меры доверия, взаимного контроля и предотвращения опасной военной деятельности, не исключено, что вся встреча будет посвящена обсуждению инцидентов с американским эсминцем «Дональд Кук» в Балтийском море на минувшей неделе. Как сообщил Пентагон, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 без вооружения и боевой вертолет неоднократно «очень близко» подлетали к американскому кораблю. Российское Минобороны назвало этот «облет российскими самолетами эсминца ВМС США» «достаточно обычным для многолетней истории взаимодействия российского и американского флотов». Запад использовал инцидент для «продолжения русофобской истерии в Европе», заявил официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.
На заседании Совета Россия — НАТО альянс поставит вопрос о провокационных маневрах российских военных, подтвердил во вторник генсек Столтенберг.
«Давно не виделись»
В том, что диалог завис, нет ничего удивительного, говорит РБК директор Института стратегических оценок и зампредседателя ассоциации «Россия — США» Сергей Ознобищев: через замораживание контактов стороны выражают свое отношение к политике друг друга. Так Запад отреагировал на присоединение Крыма и вмешательство России в вооруженный конфликт на востоке Украины, теперь, считает эксперт, надо переходить к нормальной работе.
Тем не менее прорыва от встречи в среду Грушко не ждет: «Мы рассчитываем на серьезный разговор, в том числе о первопричинах кризиса не только в отношениях Россия — НАТО, но и о первопричинах кризиса, приведших к ухудшению региональной и европейской безопасности». «Никакого возвращения к делам «как обычно» с НАТО быть не может, пока в альянсе не пересмотрят политику сдерживания России и не перестанут раздувать миф о военной угрозе со стороны России», — подчеркнул он.
Стороны не говорили и о том, что консультации Совета Россия — НАТО на уровне послов будут вновь проводиться регулярно.
Стратегические вопросы так или иначе будут подняты на встрече в среду — «послы давно не виделись, им предстоит обменяться большим объемом информации», считает Ознобищев. России стоит «в ясных и понятных выражениях» предложить план новой европейской архитектуры безопасности, говорит он, но пока со стороны Москвы или ее партнеров на Западе таких предложений не поступало.
Речь может идти, например, о переработке основополагающего акта Россия — НАТО, двадцатилетие которого будет отмечаться в 2017 году, рассуждает ведущий сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. В обмен на согласие Москвы с расширением альянса на восток ей были даны гарантии того, что на территории новых членов не будут размещаться ядерное оружие и крупные военные контингенты.
По словам Фененко, Москву устроила бы гарантия нейтрального статуса четырех стран — Грузии, Молдавии, Украины и Финляндии, но пока ни о каком согласии Запада с этим речь не идет.
Основополагающий акт пересмотрен не будет, уверен Ознобищев: «Согласованные понимания, дополнительные соглашения к акту — пожалуйста, но новое соглашение — это большая работа, которая спорится в период сотрудничества или после мировых встрясок, но не в период охлаждения».