Госдума введет уголовную ответственность за пропаганду наркотиков
Комитет Госдумы по законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении уголовной ответственности за пропаганду или рекламу в интернете наркотических средств. За это правонарушение предлагается установить наказание вплоть до двух лет лишения свободы. Инициатива была внесена группой депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой в июле 2012 года, к марту этого года под ней подписались более двух десятков депутатов.
Проект в том виде, в котором он выносится на первое чтение, содержит слишком широкое толкование пропаганды. На это обратили внимание в своих отзывах и профильный комитет, и правительство, которые тем не менее поддержали инициативу.
Яровая и ее коллеги предлагают распространить понятие пропаганды как на упоминание самих названий наркопрепаратов или публикацию их изображений, но и на информацию о способах и местах их употребления, а также факты использования их в медицинских целях. Пропагандой, по их мнению, должно считаться упоминание наркотиков в любой книжной или аудиовизуальной продукции и СМИ, за исключением специализированных медицинских изданий. При этом уголовная ответственность (законопроектом устанавливается новая статья Уголовного кодекса — 228.5 «Пропаганда либо реклама наркотических средств») касалась бы только интернета.
Ко второму чтению это определение может быть исключено из законопроекта, сказал РБК собеседник в профильном комитете. По его словам, Яровая сама направила в комитет предложение убрать расширяющую понятие пропаганды поправку в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». В таком случае остается действующее определение пропаганды, которое недавно было изменено в связи с вступлением в силу закона о введении уголовной и административной ответственности за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (и о запрете их пропаганды).
По действующему законодательству запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах их изготовления и использования, местах их приобретения, распространение этих сведений в интернете. Кроме того, запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотиков. Сейчас за это гражданам грозит от 4 тыс. до 5 тыс. руб.
По мнению авторов законопроекта, в настоящее время правовые нормы, направленные на противодействие пропаганде наркотиков, остаются «декларативными, размеры наказаний незначительны, а случаи их применения единичны».
Эти данные говорят об отсутствии должного контроля со стороны ответственных органов, парирует в своем отрицательном отзыве Верховный суд. Поэтому «криминализация без обеспечения условий для реализации принципа неотвратимости ответственности не сможет послужить гарантией противодействия этому правонарушению», говорится в документе.
Замечания к законопроекту высказало и правовое управление Думы. Криминализация по одному лишь способу совершения этих деяний — в интернете — представляется недостаточной, поскольку нельзя утверждать, что реклама наркотиков в Сети будет нести большую общественную опасность, чем их пропаганда в местах массового скопления молодежи или публикация соответствующей литературы, отмечают думские правовики.
Кроме того, по их словам, установление уголовной ответственности исключит возможность привлечения к административной ответственности за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств юридических лиц, которые не смогут являться субъектом нового преступления, поскольку уголовной ответственности подлежат только физические лица.
Правительство, в свою очередь, указывает в отзыве, что пропаганда прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, предлагаемая к криминализации, не столь общественно опасна, чтобы считать ее преступлением.
Законотворческим популизмом называет предложение Яровой адвокат Алексей Михальчик. «Проблема не в существовании наркотических веществ или их названии — как говорят наркоманы, «обдолбаться можно всем», тем же алкоголем. Вымарывание названий наркотиков не будет иметь никакого положительного криминологического эффекта», — считает он. Кроме того, Михальчик рассматривает инициативу как «очередной шаг к цензуре, который дает государству рычаг контроля над СМИ и интернетом».
Глава защищающего права наркозависимых Фонда им. Андрея Рылькова Анна Саранг понимает обеспокоенность депутатов распространением наркомании, но не верит, что предлагаемыми ими репрессивными мерами можно добиться сколько-нибудь значимых результатов. «Уголовное законодательство в отношении наркотиков в России и так очень жесткое, в то время как международные исследования показывают, что ужесточение репрессий не ведет к сокращению потребления наркотиков. Наоборот, мировая тенденция — декриминализация потребления наркотиков, что позволяет решать проблемы здравоохранения, например, в области снижения вреда, связанного с наркотиками», — говорит она РБК. К тому же за два года, что Роскомнадзор вносит в черные списки сайты с информацией о наркотиках, количество смертей от употребления спайсов и ситуация с потреблением других видов препаратов не улучшилась, утверждает эксперт.
Комитет предлагал депутатам рассмотреть этот вопрос на заседании в пятницу, однако Совет Думы решил в четверг уже не в первый раз перенести его рассмотрение. С таким предложением выступил полномочный представитель президента в Думе Гарри Минх, сказал РБК собеседник в думском аппарате. Так было и в 2013 году.