Россия в 2017 году на треть увеличила объем торговли с Ближним Востоком
Тенденция к росту
Федеральная таможенная служба (ФТС) России подвела итоги российской внешней торговли за 2017 год. В сравнении с предыдущим годом весь товарооборот вырос на 24,8%, достигнув $584 млрд. Крупнейшим торговым партнером России остается Евросоюз, на который приходится свыше 42% оборота.
Несмотря на активное участие Москвы в военных и политических событиях на Ближнем Востоке, объем торговли с регионом остается сравнительно небольшим, хотя демонстрирует тенденцию к увеличению. Товарооборот с 12 основными странами Ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Израиль, Сирия, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Турция) достиг в прошлом году $41,4 млрд, что на 32,5% выше, чем годом ранее. Однако на них приходится лишь 7% российской внешней торговли, подсчитали эксперты Международного дискусионного клуба «Валдай» в преддверии ближневосточной конференции «Россия на Ближнем Востоке: игра на всех полях», которая пройдет 19–20 февраля в Москве.
У шести из этих стран годовой товарооборот с Россией превысил $1 млрд. С большим отрывом по итогам прошлого года лидирует Турция ($21,6 млрд), следом идут Египет ($6,7 млрд), Алжир ($4,6 млрд), Израиль ($2,5 млрд), Иран ($1,7 млрд) и ОАЭ ($1,6 млрд). Поскольку в 2017 году средний курс доллара составлял 58,3 руб., а в 2016 году — 67,2 руб., рост объема торговли в долларовом выражении отчасти объясняется укреплением рубля. В сравнении с докризисным 2013 годом (в 2014 году против России были введены экономические санкции США и ЕС, что в сочетании с падением нефтяных цен привело к общему снижению торговли) из этих шести стран серьезно возрос товарооборот лишь с Египтом и Алжиром. Торговля с Турцией, Израилем и ОАЭ за год увеличилась, но уровней 2013 года не достигла. Объемы торговли с Ираном в 2017 году даже упали.
Зерно, оружие, энергетика
Одной из основных задач России в странах Ближнего Востока и Северной Африки является конвертация возросшего военно-политического влияния в эффективные финансовые и инвестиционные проекты, указывают эксперты «Валдая». Однако, отмечают они, крупные инвестиционные проекты России в регионе пока возможны лишь в атомной области и сфере нефтедобычи. Основными статьями экспорта России остаются поставки зерна. При этом Россия занимает пятое место по объему экспорта сельхозпродукции и продовольствия в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Рост товарооборота со странами Ближнего Востока объясняется как активизацией торговли России с отдельными странами, так и восстановлением торговли в мире в целом, считает заведующий кафедры «Международная коммерция» РАНХиГС Владимир Саламатов.
Директор центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель связал увеличение товарооборота с Турцией с ростом стоимости экспортируемого в страну российского газа (вслед за нефтью), а также с общим ростом российского импорта вследствие укрепления рубля. В Турцию Россия поставляет природный газ (на $5 млрд в 2017 году), нефтепродукты ($3,2 млрд), листовой прокат ($1 млрд), полуфабрикаты из нелегированной стали ($900 млн), каменный уголь ($802 млн). Из других значимых товаров Россия поставляет в Турцию алюминиевые сплавы, лом черных металлов, пшеницу, нефть и подсолнечное масло, говорит Саламатов, опираясь на данные ФТС за 11 месяцев 2017 года.
Товарооборот с Египтом увеличился из-за наращивания поставок в страну российского зерна, считает Кнобель. По словам Саламатова, из данных ФТС следует, что Россия нарастила поставки в Египет пшеницы — до $1,2 млрд, а также неклассифицированных товаров (так называемый секретный код, к которому относятся вооружение, военная техника и гражданские товары по секретным соглашениям) — с $850 млн в 2014 году до $1,5 млрд в 2017 году. Поставки нефтепродуктов в Египет увеличились до $363 млн в 2017 году, хотя в 2014 году объем поставок нефти превышал $1 млрд. Также Россия поставляет в Египет подсолнечное масло, возросли поставки фанеры, и с 2014 года увеличиваются поставки автомобилей и спецавтотранспорта, отмечает Саламатов.
На неклассифицированные товары приходится больше $2 млрд российского экспорта в Алжир, рассказал Саламатов. Поставки полуфабрикатов и легированной стали составили $282 млн в 2017 году. В последние годы Россия стала поставлять в Алжир лазерную и спецоптику (на $187 млн в 2017 году), турбореактивные двигатели ($136 млн). В 2017 году Россия нарастила поставки в Алжир соевого масла, со $127 млн в 2016 году до $158 млн в прошлом.
Рост торговли с ОАЭ Саламатов связывает с наращиванием поставок алмазов и бриллиантов ($365 млн в 2017 году). Россия также стабильно поставляет в ОАЭ пшеницу (около $170 млн в 2017 году), смешанные удобрения ($123 млн). В 2017 году объем поставок легковых автомобилей в ОАЭ составил $39 млн, нефтепродуктов — $112 млн.
У России, как и у других ведущих держав, всегда были свои интересы на Ближнем Востоке, у Москвы долгая история экономического присутствия в регионе, которое включает энергетику, инвестиции, военное сотрудничество. С началом сирийской операции Россия начала играть еще более активную роль, рассказал РБК директор по исследованиям базирующего в ОАЭ консалтингового агентства TRENDS Consultancy и эксперт «Валдая» Ричард Берчилл.
Тенденцией последнего времени, по его словам, стало усиление экономического партнерства России со странами региона. Москва активизировала связи с Саудовской Аравией, и в 2017 году, во время первого визита короля Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда в Москву, были подписаны многочисленные соглашения, которые могут увеличить товарооборот между двумя странами, приводит он пример. Торговля России с королевством за 2017 год выросла почти в два раза, до $915 млн, но уровней 2013 года еще не достигла.
Саламатов полагает, что именно с Египтом и Саудовской Аравией Россия может в будущем еще увеличить объем торговли: с Каиром идут переговоры о зоне свободной торговли, которая может дать мощный толчок к увеличению товарооборота. С Саудовской Аравией также продолжается активный переговорный процесс, так что возможны новые торговые соглашения, говорит Саламатов.