Жизнь после Асада: что могут решить на переговорах по Сирии в Нью-Йорке
В пятницу в нью-йоркской гостинице Palace Hotel соберутся министры иностранных дел из более чем десятка стран, включая Иран, Россию, Саудовскую Аравию, США и Турцию. В ходе встречи должны быть уточнены параметры согласованного в ноябре в Вене плана политического урегулирования вооруженного конфликта в Сирии.
Договоренностями оговаривается, что режим сирийского президента Башара Асада и воюющие против него оппозиционеры должны не позднее 1 января начать между собой переговоры. После этого в течение полугода должно быть сформировано переходное правительство, а затем на территориях, которые контролируются правительством и оппозиционерами, в течение 18 месяцев после достижения соглашения о прекращении огня должны состояться «свободные и честные выборы», которые будут проведены по новой Конституции.
Согласия нет
«Похоже, нет соглашения», — прокомментировал Associated Press ход предварительных консультаций, начавшихся перед встречей, иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф.
Стороны так и не договорились по составу участников будущих мирных переговоров в Сирии. Западные страны и их союзники настаивают на как можно более широком списке участников из числа воюющих с Асадом оппозиционеров. Поддерживающие режим Асада страны (Россия, Ирак и Иран) хотят его ограничить. Составлением такого списка занимается иорданская сторона.
«По списку мы не можем согласиться», — заявил Зариф. Некоторых из предложенных Западом участников политического урегулирования, которое должно начаться с 1 января, он называет террористами. «Имеющие членские билеты «Аль-Каиды» не удовлетворяют условиям, которые мы выставили для членов оппозиции», — сказал министр. С режимом Асада и «Исламским государством» (запрещено в России как террористическая группировка) сражаются и несколько радикальных салафитских группировок, в том числе и сирийское ответвление «Аль-Каиды» «Джебхат ан-Нусра» (все перечисленные организации запрещены в России).
Конференция сирийских оппозиционных сил, состоявшаяся на минувшей неделе в столице Саудовской Аравии, вызвала у Москвы нарекания. «Среди приехавших в Эр-Рияд оказались лица, пользующиеся недоброй славой, включая представителей таких группировок, как «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам». Первая помимо прочего периодически осуществляла обстрелы посольства России в Дамаске. Боевики второй сражаются в одном строю с террористами из «Джабхат ан-Нусры» и входят вместе с ней в объединенную террористическую структуру «Джейш аль-Фатх», — объявил 12 декабря российский МИД, потребовав исключить из политического процесса «разномастных террористов».
Американский госсекретарь Джон Керри в ходе своего визита в Москву во вторник пытался сблизить позиции России и США по этому вопросу. По итогам переговоров с Владимиром Путиным и министром иностранных дел Сергеем Лавровым он заявил, что список устраивающих всех в качестве участников переговоров оппозиционных групп может быть согласован к пятнице.
Еще накануне планировалось, что Совет Безопасности ООН примет резолюцию по Сирии, в которой выскажет поддержку переговорам. В Совбезе, где любые попытки давления на режим Асада в течение последних четырех лет блокировались Россией, такая резолюция стала бы сигналом невиданного согласия по Сирии. За четверг документ так и не был согласован.
«Я не уверен, что это произойдет», — заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин. Американская представительница Саманта Пауэр также подтвердила, что постоянные члены Совбеза пока не договорились о проекте, который должен быть выставлен на голосование в пятницу. Их британский коллега Мэтью Райкрофт, напротив, сказал журналистам, что черновой вариант резолюции «почти готов».
Асад не проблема
Вопрос о политическом будущем Асада на встрече в Вене оставили за скобками. На Западе его по-прежнему считают военным преступником, ответственным за гибель десятков тысяч людей, Москва и Тегеран видят в нем ключевого союзника в регионе. Сам сирийский президент в который раз объявил, что из-за желания Запада его сместить затягивается и война с «Исламским государством».
На протяжении последних нескольких месяцев с активизацией борьбы с «Исламским государством» позиции сторон сближаются. «США и наши партнеры не ищут смены режима в Сирии», — заявил во вторник на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым госсекретарь США Джон Керри. По его словам, не должны настаивать на немедленной отставке Асада как условии для начала переговоров и представители сирийской оппозиции, которые должны прибыть в Нью-Йорк в пятницу. Но в конечном итоге в Вашингтоне по-прежнему не видят Асада у власти в Сирии после войны, дал понять дипломат.
«Госсекретарь ясно высказался, когда заявил, что у Асада нет возможности руководить будущей Сирией. Он подчеркнул, что никто не должен насильно выбирать между диктатором и террористами, добавив, что перед нами остается вызов, как создать такие условия, чтобы этому появилась альтернатива», — заявил РБК официальный представитель посольства США Уильям Стивенс. Однако, как отмечает The New York Times, Керри настаивал на отставке Асада «более аккуратно, чем в предыдущие разы». По мнению же Al Jazeera, Керри был настолько мягок в этом вопросе, что ему пришлось сбалансировать свою позицию в четверг в Эр-Рияде на встрече с саудовским министром иностранных дел Аделем аль-Джубейром — Саудовская Аравия наравне с Турцией является категорическим противником режима Асада.
Москва посылает встречные сигналы. По данным Reuters, российские дипломаты дали понять западным коллегам, что не будут всеми силами настаивать на сохранении Асада у власти. «Русские в частных разговорах говорят, что согласятся на уход Асада по итогам переходного периода. Но пока они не готовы заявить об этом во всеуслышание», — заявил высокопоставленный источник в дипломатических кругах Reuters. Москва якобы в своей готовности отказаться от безоговорочной поддержки сирийского президента продвинулась значительно дальше Ирана, по-прежнему настаивающего на сохранении власти за Асадом.
Асад заявил в последнем интервью нидерландским тележурналистам (выдержки из него публикуют в пятницу сирийские СМИ), что только сирийский народ должен решить, следует ли ему оставаться у власти. «Этот вопрос должны решать сирийцы. Если сирийский народ не захочет, чтобы я остался, то мне нужно будет сразу же, в тот же день, уйти от власти», — сказал он.
Парламентские выборы могут пройти уже в первой половине следующего года, заявил «РИА Новости» замминистра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад. Отвечая на вопрос о президентских выборах, он лишь заметил, что они прошли «с большим доверием народа» к Асаду — последние перевыборы главы государства состоялись уже в разгар гражданской войны, в июне 2014 года, и прошли на подконтрольных властям территориях. Асад получил на них почти 89% голосов.