Ключевые свидетели по делу «Оборонсервиса» дали показания на Васильеву
В Пресненском суде столицы в четверг выступили главные свидетели обвинений по делу «Оборонсервиса» – экс-руководители компании «Центр правовой поддержки «Эксперт» Динара Билялова и Екатерина Сметанова. Билялова уже осуждена к трем годам колонии, а дело Сметановой выделено в отдельное производство. Сама Васильева вину не признает.
Особый свидетель
Зал заседания в четверг был заполнен журналистами. Бывшая заведующая имуществом Минобороны Евгения Васильева, обвиняющаяся по 12 эпизодам, включая мошенничество, превышение полномочий и легализацию средств, похищенных преступным путем, прибыла в суд в сопровождении своих адвокатов с опозданием на несколько минут. В длинном темно-синем платье, сапогах на высоких шпильках и с очень ярким макияжем, она выглядела уставшей.
Вместе с ней на скамье для подсудимых находились еще четыре человека: бывший гендиректор ОАО «31 Государственный проектный институт специального строительства» Юрий Грехнев, экс-руководитель ОАО «Оборонстрой» Лариса Егорина, помощница Васильевой Ирина Егорова, а также бывший директор Окружного материального склада Московского округа Максим Закутайло.
Первые полчаса судья Татьяна Васюченко выясняла, доставил ли конвой осужденную Билялову. За день до этого суд не смог провести выездное заседание в здании Мосгорсуда, на котором должны были допросить засекреченного свидетеля.
Через полчаса конвой завел в зал бывшего гендиректора ЦПП «Эксперт». «Это неправильно допрашивать Билялову в клетке для подсудимых. Она у нас свидетель, пусть дает показания за трибуной», – обратилась к конвоирам судья Васюченко. Девушку в джинсах и теплой куртке проводили за свидетельскую трибуну. «И снимите наручники, пусть человек разденется, – руководила судья. – Не дело, чтобы она давала показания со скованными руками». В итоге одному из конвоиров пришлось приковать себя наручниками к свидетелю и простоять рядом с трибуной несколько часов.
Свою бывшую начальницу Билялова за время допроса называла не иначе, как Евгения Николаевна, и пыталась смягчить свои показания. Васильева, с ноября 2012 года остающаяся под домашним арестом, поглядывала на нее с неприязнью.
Билялова подробно рассказала, как устроилась после окончания института в Министерство обороны, занималась анализом документов и спустя два года уволилась вместе с Васильевой, потому что та предложила ей работу, связанную с бизнесом.
После этого девушка месяц проработала на компанию «31 ГПИСС», в которой Васильева возглавляла совет директоров. А после этого Билялова стала генеральным директором «ЦПП «Эксперт» (в дальнейшем ООО «Мира») с зарплатой 230 тыс. руб. – до этого фирмой руководила подруга Васильевой Екатерина Сметанова.
Именно компания «Эксперт» занималась оценкой активов ОАО «Оборонсервис», их подготовкой к продаже и непосредственным сопровождением сделок. За свои услуги фирме полагалось вознаграждение в размере 5% от сделки. В уголовном деле насчитывается пять эпизодов незаконного получения вознаграждения этой компании, которое следствие квалифицирует как мошенничество.
Выступая в суде, Билялова сообщила, что в действительности «Эксперт» полностью контролировался Васильевой, а все финансовые вопросы решала неформальный казначей Ирина Егорова, которая официально в компании не числилась. Егорова же снимала для Васильевой крупные суммы денег со счетов фирмы. Этот рассказ после обеденного перерыва в суде дополнила Сметанова. Именно после ее признательных показаний в ноябре 2012 года Васильева стала фигуранткой этого уголовного дела.
Знакомые лица
Сметанова, в скромном клетчатом костюме и собранными в пучок волосами, зашла в зал заседания вместе с охраной: ее сопровождали бойцы в шапках-масках и без отличительных знаков. После заключения сделки со следствием она уже почти два года находится под государственной защитой.
«Знакомы ли вам подсудимые?» – задала вопрос судья. «Максим Закутайло – мой муж, Евгению Николаевну я знаю», – оказалось, что Сметанова знает почти всех.
Она рассказала, как работала юристом в разных фирмах в Санкт-Петербурге, а в Москву приехала в апреле 2011 года по приглашению Васильевой – они были однокурсницами по юридическому факультету Санкт-Петербургского университета. Сначала она думала, что ее устроят в Минобороны, но потом ей дали тестовое задание: Сметанова должна была оценить несколько объектов недвижимости в Москве.
Она справилась, и Васильева предложила ей проект: создать и возглавить фирму по оценке и сопровождению сделок с недвижимостью. Компания, по словам Сметановой, была нужна из-за того, что министерство избавлялось от большого объема ненужных активов. Вместе со Сметановой в столицу переехал и муж, Максим Закутайло, – вскоре он получил назначение директором склада ВВС Московского военного округа. Сметанова подтвердила, что в этом деле не обошлось без протекции ее подруги.
Она рассказала также, что ее представили лично министру обороны Анатолию Сердюкову. «Он спросил о моем образовании и квалификации», – вспомнила Сметанова. После этого «Эксперт» набрал штат сотрудников, получил офис и начал работу.
Сметанова отметила, что она работала за фиксированное вознаграждение в 300 тыс. руб. в месяц, а почти весь доход компании (5-процентное агентское вознаграждение) несколько месяцев оставался на счетах фирмы. Она же могла брать средства только на текущие расходы компании.
Когда же накопилась внушительная сумма, Васильева, по словам Сметановой, поручила ей создать еще одну компанию, которая должна была уже выступить покупателем объектов аффилированных структур Минобороны. Тогда Сметанова создала фирму ООО «ВитаПроджект». Согласно обвинительному заключению эта фирма выступала покупателем сразу нескольких активов – двух зданий на Арбате и на Большой Серпуховской улице в Москве, а также около 70% акций «31 ГПИСС».
Также Сметанова рассказала, что с министром Сердюковым у Васильевой были «доверительные отношения». «Она регулярно лично ходила на доклады к министру, со своей стороны он представил Евгению Николаевну к ордену», –напомнила Сметанова.
«Сметанова никогда не работала в министерстве, откуда она могла знать, что я ходила делать доклады», – возмутилась Васильева. Все остальные заявления бывшей подруги до этого она выслушала спокойно. «Я могу судить только по тем дням, когда я приезжала к Васильевой делать свои доклады», – парировала Сметанова. Ее допрос продолжался почти три часа, затем судья объявила перерыв – в пятницу допрос Сметановой возобновится.