Очереди на одиночные пикеты предложили признать митингом
На рассмотрение Госдумы внесли законопроект, который предлагает признать публичным мероприятием не только «совокупность» одиночных пикетов, но и «поочередное участие нескольких лиц в актах пикетирования», то есть очереди на пикеты. С документом и пояснительной запиской к нему можно ознакомиться в базе данных Госдумы.
Законопроект также предлагает рассматривать как публичное мероприятие массовое одновременное пребывание или передвижение граждан в общественных местах, «направленное на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».
Помимо этого инициатива предусматривает запрет для журналистов, освещающих митинги, на участие в них либо в организации таких мероприятий. Сами митинги и другие публичные мероприятия предлагается запретить проводить возле зданий разного рода экстренных или оперативных служб — чтобы не мешать работе.
Еще один документ определяет порядок сбора денег на проведение публичных мероприятий. Он предусматривает запрет на финансирование таких мероприятий из иностранных источников: нельзя будет принимать деньги от частных лиц, компаний, международных общественных организаций или движений, НКО со статусом иностранного агента, а также от лиц без гражданства. Не смогут сдать средства на организацию митинга граждане России младше 16 лет и те, кто не указал свои личные данные при переводе денег и решил перечислить средства анонимно. Поступившие от неназванных граждан средства будут перечислять в бюджет. Все средства можно собирать только на счет в российском банке, сбор наличных на эти цели будет запрещен.
Автор обеих инициатив — депутат «Единой России» Дмитрий Вяткин. Сам он пояснил «Коммерсанту», что необходимость этих поправок объясняется «изобретательностью» некоторых граждан, а также необходимостью обеспечить прозрачность финансирования публичной политической деятельности. Ни для кого не секрет, что для поддержания определенной политической активности в России иностранные правительства и неправительственные организации выделяют внушительные суммы. «По факту это форма грубого вмешательства во внутренние дела», — сказал Вяткин.
Объясняя необходимость инициативы признать очереди на пикеты организованными акциями, Вяткин заявил, что «одиночное пикетирование должно быть одиночным». «Люди идут и сменяют друг друга, мы прекрасно понимаем, что это не один человек вышел и что это массовая акция. Значит, и регулировать ее надо с точки зрения массовой акции. Кого мы обманываем?» — заявил депутат.
Для участия в одиночном пикете в отличие от организованного митинга или шествия, согласно действующему закону, не нужно получать разрешение местных властей. Чтобы провести массовое публичное мероприятие, организаторы должны подать соответствующее уведомление в органы исполнительной власти не позднее чем за десять дней до его предполагаемой даты.
Доктор юридических наук, эксперт Московской Хельсинской группы, правозащитник Илья Шаблинский рассказал РБК, что не видит оснований для признания митингом очереди на пикет. «Митинг — это активное участие нескольких людей в действии, главным моментом которого является выступление человека. На митинге можно говорить речи, что требует определенного пространства. А пикетная очередь — это один пикетирующий, остальные стоят, где получится. Никто не выступает, все молчат», — пояснил он.
Он также не увидел необходимости в запрете проведения митингов вблизи зданий экстренных служб. «Это полная чушь, потому что ни пикетчики, ни демонстранты никак не препятствуют машинам скорой помощи, никак не мешают, абсолютно», — уточнил Шаблинский.
Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, правозащитница Наталия Евдокимова заявила РБК, что видит в признании митингом очереди на пикет путь к ужесточению правил публичного высказывания мыслей. «Госдума пошла следующим путем: если есть очередь на пикет, значит это уже не одиночный пикет. <...> Если я подошла просто посмотреть, я буду в этой очереди или нет? Как они решат, буду я следующим пикетирующим или не буду? Это ситуация, которая ведет к дальнейшему ужесточению правил высказывания публично своих мыслей гражданами России», — сказала она.
«Конституционный суд четко написал, что у людей есть право на митинги, шествия, демонстрации. Понятно, что это будет создавать некие неудобства для прочих людей. Но главное здесь — свобода слова, митинга, демонстрации», — резюмировала Евдокимова.