Нажали на паузу: почему Россия прекратила удары по Алеппо
Тишина в Алеппо
Глава Минобороны России Сергей Шойгу объявил о введении «режима тишины» в Алеппо 18 октября. С 10 часов утра вторника ВКС России и ВВС Сирии перестали наносить удары по городу. Режим прекращения огня введен в преддверии «гуманитарной паузы» в Алеппо, предназначенной для эвакуации населения города, объяснил Шойгу.
Накануне Генштаб заявил о готовности объявлять такие паузы с 20 октября. Досрочное прекращение ударов необходимо, для того чтобы гарантировать безопасность для мирных жителей и подготовить к эвакуации больных и раненых из восточной части Алеппо, пояснил глава Минобороны.
Шойгу подчеркнул, что «гуманитарная пауза» предназначена в том числе и для того, чтобы город могли покинуть не только мирные жители, но и боевики. Министр призвал «руководство стран, имеющих влияние на вооруженные формирования в восточной части Алеппо», убедить лидеров этих формирований прекратить боевые действия и покинуть город. К началу «гуманитарной паузы» сирийские войска «будут отведены на дистанции, позволяющие боевикам беспрепятственно покинуть восточный Алеппо с оружием», констатировал Шойгу.
Для эвакуации жителей Алеппо и доставки в город гуманитарной помощи организуют два коридора, которые будут действовать с 8:00 до 16:00 20 октября. Один из коридоров будет открыт в районе рынка Сук-эль-Хай, а второй будет проходить по дороге Кастелло, сообщил 17 октября начальник главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской. По мнению востоковеда Григория Меламедова, призыв к осажденным повстанцам покинуть город — это попытка разделить боевиков на «умеренную оппозицию» (которая подтвердит этот статус, оставив позиции) и исламистов.
Многие повстанцы уже отказались покидать город, несмотря на прекращение авиаударов. «Группировки полностью отвергают любой выход, он бы означал капитуляцию», — заявил комиссар базирующейся в Алеппо группировки «Фастаким» Закария Малахифи. Аль-Фарук Абу Бакр, командир группировки «Ахрар аш-Шам», которую Москва предлагала признать террористической, также исключил уход из города. Он подчеркнул, что в Алеппо «нет террористов».
Как рассказал РБК старший преподаватель кафедры департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев, массового оттока боевиков и мирных граждан из Алеппо он не ожидает. «Все, кто хотел убежать, давно уже сделали это. Перед жителями Алеппо сейчас стоит трудный выбор: либо остаться в городе под ежедневными авианалетами, либо вернуться на подконтрольную режиму Башара Асада территорию, чего многие из них совершенно не хотят», — пояснил он.
Жест доброй воли
«Это жест доброй воли в надежде на то, что объявленная пауза будет использована, для того чтобы наконец-то отмежевать от «Джабхат-ан-Нусра» (запрещена в России. — РБК) и ей подобных те вооруженные формирования, которые поддерживаются США», — заявил глава МИД России Сергей Лавров.
В Кремле остановку ударов и объявление «гуманитарной паузы» также назвали проявлением доброй воли. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что подобный шаг является «очевидным продолжением усилий России, направленных на разблокирование в Алеппо». Пресс-секретарь при этом не ответил на вопрос, возобновятся ли авиаудары по городу после окончания «гуманитарной паузы».
Решение Минобороны действительно является «жестом доброй воли», полагает Исаев из ВШЭ. По его словам, Москва уверена: для проведения гуманитарной операции в Алеппо достаточно нескольких часов, ведь ее затягивание позволит перевооружить осажденных бойцов оппозиции. Запад же настаивал на том, что для полноценной гуманитарной операции нужно несколько суток тишины. Объявив не только восьмичасовую «гуманитарную паузу» 20 октября, но прекратив авиаудары за два дня до этого, Россия не отступила от своей позиции (в которой, уверяет Исаев, все равно осталась «в гордом одиночестве»), но и показала приверженность дипломатическим методам.
«Запоздалый шаг»
Представитель Госдепартамента США Марк Тонер еще накануне назвал план с «гуманитарной паузой» запоздалым. «Это хорошо, но, честно говоря, это немного недостаточно, слишком поздно», — заявил он. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини назвала решение России «позитивным шагом».
Пресс-секретарь ООН Стефан Дюжаррик подчеркнул, что организация приветствует «любую паузу, которая на самом деле будет реализована». Он также добавил, что предложенных Россией восьми часов недостаточно, чтобы обеспечить прибытие грузовиков гуманитарных организаций в Алеппо. А помощник по гуманитарным вопросам спецпосланника ООН по Сирии Ян Эгеланд накануне, 17 октября, предупредил, что на подготовку к запланированной на 20 октября «гуманитарной паузе» у ООН остается слишком мало времени. С его точки зрения, гуманитарные организации будут готовы оказать помощь жителям Алеппо «на день позже, чем в четверг».
Признаки преступлений
Накануне объявления о плане ввода «гуманитарной паузы» в Лозанне состоялась встреча глав МИД стран — участниц Евросоюза в рамках Совета ЕС. По результатам этой встречи на сайте ведомства было опубликовано заявление о том, что авиаудары по Алеппо сирийских военных и союзников официального Дамаска имеют признаки военных преступлений.
В заявлении говорится, что авиаудары со стороны сирийского режима президента Башара Асада и его союзников по Алеппо приводят к «катастрофической эскалации конфликта». Главы МИД стран ЕС осудили бомбардировки больниц, школ и другой инфраструктуры, а также использование химического оружия и кассетных бомб.
Ранее в американской и европейской прессе появлялись сообщения о том, что на прошедшем 17 октября заседании глав внешнеполитических ведомств стран ЕС дипломаты разных стран обсудят необходимость введения новых санкций против России.
Тем не менее в опубликованном по результатам встречи документе информации о возможном введении новых антироссийских санкций нет, а Могерини заявила, что ни одна из стран ЕС не выступала с предложениями новых санкций против Москвы.
В воскресенье российский лидер Владимир Путин сравнил ситуацию в Алеппо с едва начавшейся операцией по освобождению Мосула иракской армией: «Мы теперь можем указать нашим партнерам на Мосул и сказать, что там тоже проживает много мирного населения и применение авиации и артиллерии очень опасно с точки зрения возможных жертв». Сейчас стало ясно, что для регулярной армии взятие крупных городов — это серьезный вызов, пояснил Меламедов. «Для окончания сирийского конфликта еще не созрели социальные условия, а пока война идет, необходимо беречь мирных граждан», — уверен востоковед.
Обстановка в Алеппо
После срыва перемирия в Сирии, о котором Москва и Вашингтон договорились 9 сентября, ситуация в Алеппо обострилась, правозащитники и жители города сообщили о возросшем числе бомбардировок. Российская авиация поддерживала с воздуха наступление на Алеппо сирийской армии. Западные страны возлагают на Россию ответственность за жертвы среди мирного населения и удары по объектам гражданской инфраструктуры, в том числе школам и больницам. В США и Брюсселе ситуацию в Алеппо характеризуют как «гуманитарную катастрофу».
В Москве обвинения отвергают. Российские власти также заявляют, что страны коалиции по борьбе с «Исламским государством» (запрещена в России. — РБК) не могут должным образом повлиять на процесс размежевания боевиков от официальной оппозиции.
17 октября Associated Press со ссылкой на правозащитников сообщило, что в результате очередного обстрела Алеппо погибли 13 человек, в том числе пятеро детей. По мнению правозащитников, удары нанесла российская авиация, однако Минобороны России настаивает, что целями бомбардировок являются исключительно объекты террористов, а военные предпринимают все меры, чтобы избежать жертв среди мирного населения. Большое количество жертв среди жителей в Москве связывают с действиями боевиков.
Так, по словам начальника главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, 15 октября в районах Маланди и Бустан-аль-Каср, подконтрольных боевикам, при попытке выхода 30 мирных жителей террористами были казнены десять человек.