А.Акаев предрек скорое возрождение Советского Союза
"Я убежден, что в будущем, в течение 10–15 лет, мы все равно вернемся к нему (СССР). Даже Европа объединилась, хотя ее ведущие страны всегда были врагами, столетиями воевали. А мы всегда были друзьями", - заявил А.Акаев.
По признанию экс-главы Киргизии, который, кстати, одним из первых республиканских лидеров выступил против путчистов, в сообщении о ГКЧП он сразу заподозрил государственный переворот.
"Я находился дома, в Бишкеке. Услышал по радио, что Михаил Горбачев болен, поэтому власть переходит к ГКЧП. Я сразу понял, что это антиконституционный переворот, потому что ровно за три дня до этого - 16 августа - я звонил Горбачеву в Форос и очень долго с ним разговаривал. Обсуждали детали подписания Союзного договора, которое планировалось на 20 августа. Михаил Сергеевич был полон энергии, шутил, смеялся. Естественно, в его болезнь я не поверил", - вспоминает А.Акаев.
"Я приехал в правительство и оттуда сделал заявление по радио: призвал народ не подчиняться исходящим от ГКЧП командам ", - рассказал экс-глава Киргизии, признавшись, что, делая подобное заявление, он опасался ареста.
"Едва я закончил обращение, ко мне пришел председатель КГБ республики генерал Асанкулов с секретной телеграммой от председателя КГБ СССР Крючкова и сказал, что с этого момента я должен выполнять все предписания ГКЧП, а он будет меня контролировать. Почему-то он был так уверен, что я подчинюсь, что даже не взял с собой охраны. При этом разговоре присутствовал мой вице-президент Герман Кузнецов. Я говорю: "Генерал Асанкулов, я отстраняю вас от работы и передаю ваши полномочия вице-президенту". Асанкулову нечего было делать. Тогда мобильной связи у нас не было, поэтому он не мог даже позвонить. Моя охрана фактически его взяла", - рассказал А.Акаев.
По словам бывшего киргизского лидера, ему также угрожали, обещая ввести войска в Бишкек, если он не признает ГКЧП. Однако угрозам так и не суждено было воплотиться в жизнь.
Отвечая на вопрос, почему, несмотря на провал путча, подписание Союзного договора так и не состоялось, А.Акаев объяснил это падением авторитета союзной власти.
"Авторитет союзной власти падал не по дням, а по часам. Мы продолжали работать над договором непрерывно. Но он разваливался. К великому сожалению, пытаясь сохранить страну, гэкачеписты на самом деле ее уничтожили", - высказал свою позицию А.Акаев.