Пандемия объединила российские НКО в борьбе за онлайн-пожертвования
Что пандемия изменила для российских НКО
Главными трендами в секторе благотворительности в пандемию стало увеличение неравенства НКО, усиление роли президентских грантов, всплеск волонтерства и взаимодействия через интернет. Об этом говорится в докладе о состоянии гражданского общества в России и ЕС, подготовленном сетью НКО Гражданский форум ЕС — Россия (есть в распоряжении РБК). Объединение возникло в 2011 году, в него входит 183 организации.
В начале пандемии коронавирус сильно ударил по НКО: организации столкнулись с недостатком финансирования, при этом потребность общества в их работе увеличилась, отмечается в докладе. Предприятия сокращали пожертвования из-за того, что сами терпели убытки и испытывали трудности.
Эти сложности, считают авторы, привели к усилению взаимодействия между благотворительными организациями. Фонды начали гораздо активнее, чем раньше, контактировать и запускать совместные акции по фандрайзингу — например, «Спаси тех, кто спасет нас», «Не умываем руки», #Мывместе. Это позволило уже к апрелю 2020-го удвоить сумму онлайн-пожертвований, а в мае, согласно исследованию Сбербанка, увеличить ее в пять раз по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Данные сервиса CloudPayments показывали рост объемов пожертвований в апреле 2020-го на 30%.
Исследование Mastercard показало, что четверть опрошенных россиян делали онлайн-пожертвования в карантинный период, причем 12% жертвователей отмечали, что переводят деньги на благотворительность впервые. Пандемия дала импульс и волонтерству, подчеркивается в документе.
При этом ключевым источником финансовой поддержки фондов остались государственные гранты, указывают авторы исследования. В 2020 году по распоряжению президента был проведен дополнительный грантовый конкурс для НКО, бюджет которого составил около 2 млрд руб.
В то же время действия властей по поддержке НКО в пандемию мало повлияли на организации, признанные иностранными агентами, поскольку они почти не получают государственных средств, подчеркивают исследователи. За 2020 год давление на НКО-иноагентов усилилось, увеличилось и количество организаций, признанных нежелательными, говорится в докладе. «Поляризация сектора НКО продолжается быстрыми темпами», — отмечают в Гражданском форуме ЕС — Россия. Еще одной тенденцией стал отказ правозащитных НКО от регистрации в качестве юридического лица из-за давления со стороны властей и высоких «бюрократических требований».
Из-за высокой востребованности НКО зачастую оказывали только экстренную помощь, отказываясь от плановых программ. Кроме того, пандемия дополнительно усложнила доступ в и без того закрытые для общественного наблюдения государственные учреждения, отмечается в докладе. Особенно это коснулось системы ФСИН — правозащитников и адвокатов с трудом пускали в колонии и СИЗО, сказало в докладе.
Несмотря на коронавирусные ограничения, исследователи зафиксировали рост гражданского протеста. Из-за пандемии он изменил свою форму. «Протест в основном выражался через открытые письма и видеообращения, а также появились особые формы «карантинного протеста», такие как онлайн-демонстрации и пикеты», — указывается в докладе.
Европейские НКО во время пандемии
Во время пандемии НКО в Европе так же, как и российские, испытывали сложности с деньгами, пишут авторы доклада. Так, организации в Италии потеряли 40–50% финансирования, исследование в Германии предсказало дефицит пожертвований в среднесрочной перспективе, снижение финансирования — основная проблема НКО и в Австрии. Из-за локдауна благотворительному сектору в срочном порядке приходилось перестраивать работу: переводить сотрудников на удаленный режим, сокращать личные консультации и переводить все общение в интернет.
«Незамедлительно начали действовать социальные НКО и те общественные организации, кто работает с людьми, живущими в бедности», — сообщают исследователи. Несмотря на закрытые границы в Европе, как минимум 13 тыс. беженцев пробовали пересечь Средиземное море, и суда НКО при необходимости выходили на помощь. Согласно докладу в Германии появились организации, обеспечивающие продовольствием бедных, в Греции муниципалитет при участии НКО и бизнеса открыл центр для бездомных.
Пандемия выявила социальное неравенство, отмечается в докладе. Наиболее уязвимыми стали потребители наркотиков, секс-работники, заключенные, пациенты с туберкулезом и вирусным гепатитом, трудовые мигранты. «Для них было все труднее получить доступ к медицинским услугам и лекарствам, что приводило к определенным последствиям в виде социального стресса, бездомности, домашнего насилия», — указывают там.