США ужесточили экспортный режим в отношении пяти российских компаний
Внесение в этот список означает ужесточение экспортного контроля. Американцы объясняют свое решение тем, что у них нет гарантии, что указанные компании не передают американские технологии запрещенным конечным пользователям - лицам из так называемого списка Entity List или получателям в странах под санкциями (Куба, Северная Корея, Иран, Судан, Сирия).
В списке оказались: ОАО "Воентелеком", поставляющее сетевое оборудование для Министерства обороны; Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники Российской академии наук (СКБ ИРЭ РАН, производитель вакуумного технологического оборудования, средств связи, приборов для космических исследований); ООО "Нуклин" (поставщик машиностроительного, энергетического и электротехнического оборудования западного производства); ООО "Насосы Ампика" (дистрибутор насосного оборудования); автономная некоммерческая организация "Академия безопасности бизнеса" (Security to Business Academy, S2BA), которая, помимо прочего, оказывает услуги по проверке на детекторе лжи. Организация использует импортные полиграфы, говорится на ее сайте. Это оборудование подпадает под режим экспортного контроля США, и для его поставки требуется экспортная лицензия.
Последствия внесения в список UVL для компаний довольно серьезные, сказал РБК юрист из американской Bryan Cave, эксперт по санкциям Клиф Бернс. Американские экспортеры, которые поставляют продукцию компаниям из списка, обязаны подавать специальные документы (AES filing) по всем поставкам, независимо от их размера. Любые поставки компаниям из списка UVL теперь потребуют лицензий от Минторга США, включая поставки запчастей, некоторых компонентов цифровых устройств и продуктов с криптографическим функционалом.
В свою очередь компании из списка UVL, чтобы продолжить получать американские товары, подлежащие экспортному контролю, должны будут предоставлять подробную документацию по конечному использованию соответствующих продуктов. Высока вероятность, что в разрешениях на экспорт товаров компаниям из UVL будет отказано, говорит Бернс.
Внесение пяти российских предприятий в список "непроверенных" импортеров напрямую не связано с действующими санкциями против России, введенными в связи с украинским конфликтом. Оно не означает, что компании уличены в каких-либо нарушениях, но говорит о том, что американские торговые регуляторы были не в состоянии подтвердить, что конечными пользователями "чувствительной" продукции являются именно эти компании.
Помимо российских компаний, в списке UVL оказалось одно предприятие из Китая, четыре - из ОАЭ и 20 предприятий, зарегистрированных в Гонконге (всего 29 организаций).
В апреле Министерство торговли США внесло в особый список компаний (Entity List) 13 структур, подконтрольных Геннадию Тимченко, братьям Ротенберг и банку "Россия". В отношении этих организаций был введен максимально строгий режим экспортного контроля.
Правила Минторга США фактически запрещают экспорт, реэкспорт или передачу в пределах одной страны компаниям из Entity List любых товаров и услуг, на которые распространяется экспортный контроль ведомства. В частности, это нефтегазовое оборудование и его компоненты, самолеты и их детали, микросхемы, станки с числовым программным управлением, лазеры, криптографическое ПО.
Система экспортного контроля США распространяется экстерриториально, то есть американское законодательство запрещает даже российским компаниям передавать регулируемые товары американского происхождения компаниям из списка Entity List на территории России.
Российские компании, внесенные в перечень UVL, не знали о том, что значатся в ограничительном списке, вчера, когда с ними связывались корреспонденты РБК. Директор - главный конструктор ФГУП "СКБ ИРЭ РАН" Владимир Абрамов сказал РБК, что ему неизвестно о попадании предприятия в список Минторга США.
По его словам, СКБ ИРЭ РАН закупает у американских поставщиков полупроводниковые приборы и микросхемы, которые используются в приборах для космических исследований и военной продукции. Абрамов уверен в том, что продукция предприятия не попадает в запрещенные страны.
Генеральный директор компании "Насосы Ампика" Дмитрий Майоров сказал, что ему ничего не известно об ограничительном списке Минпромторга США. Однако год назад представители экспортного контроля США отказали компании в продаже "особенно интересных" насосов, сделанных из фторопласта. Их особенность в том, что они могут перекачивать агрессивные химические материалы. Это было еще до каких-либо санкций. Тогда американцы мотивировали это тем, что насосы могут быть использованы в ядерной энергетике. Кроме того, год назад представители экспортного контроля США проверяли список потребителей компании на предмет наличия предприятий спецназначения. Нынешние ограничительные меры не повредят компании, так как большая часть ассортимента "Ампика" может взять у других производителей.
В Академии безопасности бизнеса (S2BA) не понимают, почему организация оказалась в списке Минторга США, сказала и.о. ректора академии Милла фон Миллер в эфире РБК-ТВ. Академия намерена сделать письменный запрос в Госдепартамент и Министерство торговли США. По словам фон Миллер, в 2012г. одна американская компания предлагала академии сотрудничество: американцы хотели поставлять свои полиграфы на российский рынок. Но в итоге академия так и не дождалась экспортной лицензии США и начала работать с Канадой. "Поэтому мы не понимаем, почему наша компания в этом списке", - признается фон Миллер.
В "Нуклине" отказались от комментариев и не ответили на письменный запрос РБК. Представители "Воентелекома" были недоступны.
Иван Ткачев, Артем Филипенок, Ирина Юзбекова, Денис Ильюшенков