Суд продлил на три месяца арест журналиста РБК
Журналист РБК Александр Соколов останется под арестом до 21 июня, такое решение в пятницу принял Хамовнический суд Москвы. Следствие настаивает, что он входил в запрещенную организацию. По мнению самого журналиста, уголовное преследование связано с его профессиональной деятельностью.
Как пояснила адвокат Соколова Ольга Чавдар, следователь не представила никаких новых доказательств, чтобы обосновать необходимость ареста. «Ходатайство о продлении ареста слово в слово повторяет старые обращения, мы его видим в четвертый раз», — указывала Чавдар. По словам адвоката, за последние три месяца следователь не провел с Соколовым ни одного следственного действия. «По делу происходит волокита», — считает Чавдар. Но судья Константин Похилько продлил меру пресечения, причем даже не пригласив адвоката и слушателей в зал заседания, утверждает Чавдар.
Скрытые возможности
Оставить журналиста под арестом в пятницу просила суд следователь Наталья Талаева. Ее выступление было формальным и коротким. Она ссылалась на стандартные основания: может скрыться, оказать давление на свидетелей, будет мешать расследованию.
С самого первого заседания в июне 2015 года, когда Соколов был только задержан, Талаева уверяла суд, что он собирался уехать в США. Позднее было установлено, что журналист хотел отправиться на стажировку, но не прошел отбор и даже не оформил загранпаспорт.
По версии следствия, Соколов входил в Инициативную группу за проведение референдума «за ответственную власть» (ИГРП «ЗОВ») вместе с бывшим редактором газеты «Дуэль» Юрием Мухиным и их единомышленниками Валерием Парфеновым и Кириллом Барабашем. Парфенов и Барабаш также находятся под стражей, Мухин — под домашним арестом.
Вопрос экстремизма
Сам Соколов и его адвокат Ольга Чавдар убеждали суд, что необходимо изменить меру пресечения на домашний арест или залог. Родственники Соколова уже несколько раз предлагали суду в качестве залога однокомнатную квартиру в Подмосковье.
Выступая в суде, Соколов утверждал, что не будет скрываться от следствия — в Москве у него пожилая бабушка и молодая жена.
Что же касается фабулы обвинения, то журналист настаивал, что версия следствия не выдерживает никакой критики. Следователь считает, что инициативная группа продолжала деятельность запрещенной Мосгорсудом в 2010 году организации «Армия воли народа», напомнил он.
«Цели и задачи ИГПР «ЗОВ» якобы «похожи до степени смешения» на цели и задачи «Армии воли народа» (АВН, запрещена в России)», — процитировал заключение эксперта Московского исследовательского центра Соколов.
«Но сторона обвинения специально скрывает тот факт, что АВН была запрещена за распространение экстремистских материалов (листовок), а не за реализацию своей уставной цели — проведение референдума», — выступал Соколов.
По его словам, целью и первой и второй организаций было добиться проведения народного референдума и принятия закона, который бы позволил гражданам страны оценивать работу властей — президента, депутатов, сенаторов — после истечения их полномочий. А такие цели, как проведение референдума, нельзя считать экстремизмом, утверждал Соколов.
Свое уголовное преследование Соколов связал с выполнением профессиональных обязанностей журналиста. Он напомнил, что незадолго до задержания он провел несколько резонансных антикоррупцинных расследований, в том числе о расследовании строительства космодрома Восточный.