Глава Wintershall Dea увидел повод для Европы радоваться газу из России
Глава Wintershall Dea, доля в которой принадлежит бизнесмену Михаилу Фридману, Марио Мерен сравнил недовольство США сотрудничеством Германии с СССР в области поставок газа, когда был заключен договор «газ — трубы», с ситуацией, разворачивающейся сейчас вокруг проекта газопровода «Северный поток-2», который по окончании строительства должен поставлять российский газ в ФРГ по дну Балтийского моря.
Мерен отметил, что «сделка века» между Германией и СССР, заключенная в 1970 году, вызвала скепсис со стороны США, а президент Ричард Никсон рассматривал возможность ввести санкции в отношении энергетического проекта. Соглашение между Берлином и Москвой предполагало, что ФРГ поставляла трубы большого диаметра Советскому союзу для строительства газопровода в Западную Европу, а плату за них будет брать газом из сибирских месторождений. Тогда немецкое правительство, пишет Мерен, не поддалось на угрозы и продолжило энергетическое партнерство.
Но в 1982 году, когда появились планы на проведение нового газопровода из Сибири в Европу через территорию Польши, США выразили решительный протест, пишет Мерен. В качестве примера такого противодействия он, в частности, приводит идею сенатора от Аляски, который предложил Европе отказаться от советского газа в пользу газа, что добывается в этом штате, и потребовал вывод американских войск из Западной Германии, «поскольку русские могли в любой момент отключить там электричество», пишет Мерен.
«Все это кажется сегодня абсурдным. Но одновременно становится очевидным, насколько сегодняшняя ситуация похожа на то, что происходило тогда. Германия и Западная Европа по-прежнему нуждаются в природном газе из России для удовлетворения внутреннего спроса и достижения своих климатических целей. Предметом спора глав правительств США и Германии по-прежнему является развитие европейской газотранспортной инфраструктуры», — отмечает глава Wintershall Dea.
По его словам, для обеспечения надежного энергоснабжения Германии необходимы партнеры, в которых можно быть уверенным. В качестве примера он привел Норвегию, партнерство с которой с политической точки зрения считается беспроблемным. «Но точно таким же является и партнерство с Россией, которое многим на Западе кажется проблематичным из-за похолодания в политических отношениях», — считает он.
Как отметил Мерен, Европе выгодно иметь возможность в случае необходимости закупать сжиженный газ в США или Катаре. Однако у Европы есть козырь: географическое расположение, которое позволяет получать газ от «крупных поставщиков» по газопроводу.
Глава Wintershall Dea пишет, что благодаря трубопроводному газу цены на этот энергоресурс в Европе находятся на низком уровне. По его словам, из-за этого не только выигрывают потребители, но и поддерживается конкурентоспособность немецкой и европейской промышленности с Азией и США.
Мерен отмечает, что на протяжении 50 лет Россия была для Европы надежным поставщиком энергии. «На протяжении полувека Россия была для нас надежным поставщиком энергии как в хорошие, так и в плохие времена. Сегодня энергобезопасность Европы в целом и Германии в частности не может быть обеспечена без России, нравится нам это или нет. Но лично я убежден, что это должно нам нравиться», — заключил Мерен.
«Северный поток-2» — проект газопровода, проходящего по дну Балтийского моря в Германию, в том числе через территориальные воды Финляндии, Швеции и Дании. Планируется, что его мощность составит 55 млрд куб. м газа в год. Его оператором выступает дочерняя компания «Газпрома» Nord Stream 2.