Платон Лебедев решил заняться международным инвестиционным бизнесом
На первой после освобождения пресс-конференции, которая прошла в Зеленом театре, Платон Лебедев сообщил, что собирается заниматься международным инвестиционным бизнесом, связанным с Россией. «Мой возраст еще позволяет мне», – пояснил он.
Лебедев напомнил, что с 1999 года он в ЮКОСе не работает, однако международной деятельностью продолжал заниматься. «Это были хедж-фонды, инвестиции в недвижимость. Конкретно не могу сказать, чем займусь, потому что пока не могу выехать. Посмотрим, что интересного будет в мире», – уточнил он.
Лебедев напомнил, что у него до сих пор нет заграничного паспорта из-за того, что на него наложено взыскание налогов в размере более чем 17 млрд руб. При этом, по его словам, Россия не исполнила решение ЕСПЧ, который признал этот иск фальшивым. «Если мне дадут загранпаспорт, я смогу посмотреть свои возможности [финансовые] и предложения», – сказал он. «Если мне дадут загранпаспорт, я приведу в Россию иностранных инвесторов за ручку», – добавил Лебедев.
Высказался Лебедев также по поводу ограничительных мер, принятых Россией в ответ на санкции. «Контрсанкции позорны. Приглашайте инвесторов, они найдутся, мир противоречив и сложен. Не надо строить заборов, если Россия отменит контрсанкции, многие инвесторы вернутся», – заявил он.
Говоря об ухудшении экономической ситуации в России, Лебедев заметил, что кризис – «больше в головах». «Некоторые истерические нотки, которые звучат по поводу кризиса, я их не очень понимаю. Это деградация в сфере государственного управления», – сказал он. «У макрорегуляторов есть все, чтобы курс был адекватным текущей ситуации в экономике. Большого кризиса в экономике быть не может», – добавил Лебедев.
По его словам, уровень нефтяных цен $60 за баррель – это «сказка» для России. Вопрос – как распорядиться доходами, добавил он.
По словам Лебедева, с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским он иногда общается по телефону. «Не готов сказать, известны ли мне все его высказывания на злобу дня», – сказал он. Позицию Ходорковского по Украине Лебедев поддерживает частично. «Что-то поддерживаю, что-то нет, своей личной окончательной позиции нет, я на Украине не был», – добавил он.
«Деятельность Ходорковского – не моя деятельность, раньше в ней не принимал участие и сейчас не планирую», – заявил Лебедев. «Не занимался политикой, это не мое. Я хочу заниматься тем, что я умею», – сказал он.
В то же время Лебедев готов заниматься темами, связанными с верховенством права и «в том или ином виде» намерен сотрудничать с «Открытой Россией» Ходорковского. По его мнению, у населения очень низкий уровень правовой культуры, в том числе в СМИ. «Я хочу, чтобы в прессе допускалось меньше ляпов», – сказал он.
Говоря об оппозиции, Лебедев заметил, что этот вопрос для него является сложным. «Как любой гражданин я допускаю наличие оппозиции. Но кто в оппозиции может работать министром финансов, экономики, председателем ЦБ? Оппозиция должна готовиться прийти во власть, я должен понимать, могут ли они работать. Когда я узнаю хоть что-то прагматическое, я определюсь, кого можно поддерживать. Оппозиция не имеет права на ошибки, но она их допускает. Но как гражданин России помогать России буду, как могу, уже помогаю», – подчеркнул он.
По словам Лебедева, ни у кого в оппозиции он не видит каких-то фигур, которые могли бы занять позиции во власти. «Сама по себе процедура давления на власть или профессиональная критика заставляет любую власть кое-что менять. Не хочу, чтобы к власти подходили Шариковы», – добавил он, уточнив, что на оппозиционный марш 1 марта идти не намерен.
Отвечая на вопрос, кто, по его мнению, мог бы быть президентом, Лебедев заявил, что Ходорковский был бы уместен «в качестве переходного института». «На долгий период не вижу его. Он очень хорош как антикризисный менеджер, но надолго – это не по его части», – добавил он.
Высказываясь о своих собственных политических перспективах, Лебедев заявил, что не собирается работать в правительстве, хотя, по его словам, такие предложения поступали несколько раз.
Высказываясь по поводу ситуации на Украине, он заявил, что, по его оценке, то, что происходит в этой стране, – «кошмар». «Война на любой бывшей территории СССР – это кошмар, это огромная ошибка и российских, и украинских политиков. Я желаю всем, чтобы нашелся выход из этой ситуации», – подчеркнул Лебедев.
Говоря о решении, вынесенном судом Гааги по долгу акционерам ЮКОСа, Лебедев напомнил, что с 15 января на эту сумму начисляются проценты. При этом процедуры обжалования или апелляции не существует, заметил он. По его словам, существует лишь одна процедура для отмены таких решений – если это противоречат юрисдикции страны, и РФ этим и воспользовалась, обратившись в Окружной суд Гааги. Бывшие акционеры ЮКОСа получат компенсации, когда Россия выплатит присужденное Гаагским арбитражем, добавил он.
Международный арбитражный суд в Гааге 18 июля частично удовлетворил иск и обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд, а также оплатить судебные издержки в размере $65 млн. Арбитражный суд посчитал, что в этом деле Россия нарушила Энергетическую хартию и де-факто экспроприировала нефтяную компанию у законных владельцев. Ответчику предоставлялся льготный период в 180 дней, который истек 15 января 2015 года. Россия это решение оспорила.
Ходорковского и Лебедева в рамках «второго дела ЮКОСа» обвинили в похищении нефти и легализации средств, полученных от ее продажи. Суд приговорил их к 14 годам заключения с учетом отбытого по первому делу срока. В декабре 2013 года президент России Владимир Путин вынес решение о помиловании Ходорковского, после чего тот был отпущен на свободу и выехал в Европу. В январе 2014 года после решения снизить срок наказания до уже отбытого был освобожден Лебедев.