Сербия попросит в полтора раза увеличить поставки российского газа
Сербия рассматривает возможность покупки по 3 млрд куб. м российского газа ежегодно на протяжении десяти лет, сообщил президент республики Александр Вучич в эфире телеканала Happy TV.
Он напомнил, что сейчас Сербия закупает российский газ по $270 за 1 тыс. куб. м, контракт истекает в конце года. Наряду с этим ей приходится дополнительно импортировать 3–4 млн куб. газа в сутки, заявил Вучич.
При этом биржевые цены на газ в Европе находятся на высоком уровне, а «сегодня появились дополнительные сложности», отметил он. «Власти Германии приостановили сертификацию «Северного потока-2», и цены на газ внезапно подскочили с $960 до $1140», — напомнил президент.
Одновременно с этим растет потребление газа. К примеру, в середине октября в хранилище Банатски-Двор было 263 млн куб. м газа, а сейчас осталось 161 млн куб. м, отметил Вучич. В связи с этим Сербия намерена увеличить объем поставок газа из России.
«Мы попросим президента [России Владимира] Путина предоставить нам по 3 млрд кубометров в год», — заявил Вучич.
Соглашение о поставках российского газа в Сербию действует с 2012 года. С 2017 года объемы поставок были увеличены с 1,5 млрд куб. м до 2 млрд куб. м в год. Соглашение истекает в конце 2021 года.
Вучич неоднократно заявлял о желании Сербии продлить долгосрочный контракт с Россией по поставкам газа, но по нынешней цене $270 за 1 тыс. куб. м. Однако Москва предложила рассчитывать стоимость газа по новой формуле, сообщил президент. По ней цена газа на 70% будет состоять из биржевой цены и на 30% рассчитываться по нефтяной формуле. «Я сказал, что мы не можем за это платить», — заявил Вучич.
По словам Вучича, он планирует обсудить цену на газ и увеличение объемов поставок на встрече с российским президентом 25 ноября в Москве.
В сентябре Путин заявил, что те, кто заключил с Россией долгосрочные контракты на поставки газа, «сейчас могут только руки потирать и ликовать», поскольку в противном случае им пришлось бы покупать топливо по более высокой цене. «Это умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ. А вот результат вам. А у нас подход другой, у нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто ее не регулирует, рынок регулирует, но колебания идут гораздо более мягко», — сказал президент.