Под тенью Трампа: что лидеры будут обсуждать на саммите в Перу
Лидеры 21 страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) соберутся в столице Перу Лиме на саммит в субботу. Для президента США Барака Обамы саммит станет последним крупным международным событием. Согласно официальной повестке саммита, обсуждать лидеры должны возможности изменения подходов к глобализации и торговой политике из-за возрастающих в регионе и мире опасений, что в нынешнем состоянии они не способны обеспечить социальный и экономический прогресс для всех участников. Однако мировые политики и эксперты не сомневаются, что основной темой обсуждения станет исход президентских выборов в США и будущее региона после избрания Дональда Трампа.
Тень Трампа
«Все будут говорить об этом (об избрании Трампа), без сомнения», — заявил в четверг премьер-министр Австралии Малькольм Тернбулл. «Мы ожидаем, что выборы станут основной темой везде, куда бы мы ни приехали. Белый дом хочет подчеркнуть, что предыдущие администрации, президенты от республиканцев и демократов, стойко придерживались альянсов с союзниками в Европе, Японии и Южной Корее», — заявил заместитель помощника президента по национальной безопасности Бен Родс на брифинге в Белом доме. Однако, указал сотрудник администрации Обамы, следующий кабинет сам определит приоритеты.
Высказывания Трампа в ходе кампании заставили нервничать многих в АТР. В апреле он заявил, что, если Япония и Южная Корея хотят и дальше находиться под защитой американских военных, они должны платить, а Японии вообще есть смысл задуматься над получением ядерного оружия. Это предложение избранного президента невозможно реализовать из-за ограничений в японской Конституции. Намереваясь как можно быстрее понять приоритеты Трампа, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, спутав все протокольные формальности, в четверг проведет встречу с Трампом в Нью-Йорке, сообщил Reuters. Абэ заявил, что эта встреча необходима для установления доверия, которое поможет сохранить существующие альянсы.
В ходе кампании Трамп сделал много заявлений, от которых потом отказался, пока очертания его политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе не очень понятны, в частности, в ходе кампании он несколько раз говорил, что союзники должны платить за защиту, однако его советники в статье в Foreign Policy этот тезис смягчили, указывает Александр Габуев, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги. 7 ноября, за день до выборов, советники Трампа Александр Грей и Питер Наварро опубликовали в журнале Foreign Policy азиатскую программу избранного президента. В ней говорится, что линия Обамы была ошибочной, так как были сокращены расходы на флот, что привело к военному усилению Китая, поэтому Трамп намерен вернуться к концепции «мир через превосходство в мощи» президента Рональда Рейгана. Эта концепция предусматривает наращивание военных расходов и призыв к союзникам США, прежде всего Японии и Южной Корее, увеличить свой вклад в создание военной группировки.
Несмотря на противоречия в политической части, в экономической части обещаний Трамп последовательно критиковал договоры о свободной торговле.
Неопределенность после выборов в США и масштаб изменений в американской торговой политике, связанных с президентом Дональдом Трампом, станут главными темами саммита, сказал РБК эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. «Странам нужно выяснить, насколько далеко Трамп готов зайти в выполнении своих предвыборных обещаний», — полагает Кашин.
Повестка Путина
Владимир Путин пропустил предыдущий саммит АТЭС. На предстоящем саммите российский президент встретится с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом, президентом Филиппин Родриго Дутерте, президентом Перу Педро Пабло Кучински, председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Не исключены его отдельные переговоры с Бараком Обамой.
Будущее торговли
Несмотря на то что в АТЭС обсуждается возможность создания зоны свободной торговли, до практических шагов на этом направлении не дошло, а экономические лидеры региона — США и Китай — начали продвигать собственные экономические интеграционные проекты. США — Транстихоокеанское партнерство (ТТП), а Китай — Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership).
Транстихоокеанское партнерство — соглашение о свободной торговле между 12 государствами (помимо самих Соединенных Штатов в нем также участвуют Япония, Австралия, Канада, Чили, Новая Зеландия, Мексика, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Перу и Малайзия). Церемония подписания состоялась в феврале этого года в новозеландском Окленде. Партнерство должно объединять государства, на которые приходится до 40% мирового ВВП и схожая доля мировой торговли. В абсолютных цифрах совокупный ВВП участников объединения достигал $28 трлн. По подсчетам аналитиков, партнерство должно убрать около 18 тыс. тарифов на импорт.
Переговоры о запуске партнерства в разных форматах велись с 2006 года. Секретность, в которой велись консультации — точные положения итогового документа были неизвестны до его подписания, — вызывали протесты правозащитников и оппозиционеров в странах — участницах объединения. Противники свободной торговли в регионе опасаются, что партнерство окажет негативное влияние на бизнес в их странах.
Уже на момент подписания соглашения оппозиция в США была настолько сильной, что администрация Обамы признавала будущие сложности с его ратификацией. Одним из ключевых положений предвыборной программы избранного президента Трампа стал отказ от участия в партнерстве. Непопулярность ТТП заставила даже его соперницу — демократа Хиллари Клинтон — выступить за пересмотр соглашения. Однако, по мнению Габуева, в случае избрания Клинтон могла бы добиться ратификации документа в конгрессе.
Скорее всего, Тихоокеанскому партнерству пришел конец, полагает Кашин. Перспективы продвигаемого КНР проекта сейчас выглядят более благоприятными, однако быстрого прогресса в его развитии Кашин не ждет. О готовности присоединиться к китайской инициативе в четверг уже заявила австралийский премьер Тернбулл. У Китая есть возможность перехватить инициативу, указывает Габуев. Перспективы китайского проекта сейчас гораздо сильнее, чем месяц назад, о готовности «повернуться в его сторону» говорил и Абэ, обращает внимание в комментарии для РБК экс-премьер Австралии, эксперт Валдайского клуба Кевин Радд.
Отказ от ТТП не отразится на интересах России, так как Москва в основном торгует в этом регионе оружием и энергоресурсами, которое ТТП не регулировало, в целом опасения Москвы в связи с соглашением были связаны с тем, что в случае реализации ТТП Россия и Евразийский экономический союз могли остаться за бортом, указывает Габуев.
Если говорить в целом об основных угрозах для АТЭС, то это вероятность того, что США выйдут из всех многосторонних торговых переговоров с регионом и начнут опираться на соглашения о свободной торговле, усиливая тарифы на региональные экономики и восстанавливая протекционистские барьеры. Это навредит не только американской экономике, но и экономике региона и мира, тревожится экс-премьер Австралии Радд.