В Госдуме хотят гарантировать право задержанных на адвоката
Законопроект, меняющий порядок задержания подозреваемого, был внесен в Госдуму в ноябре прошлого года сенаторами Константином Добрыниным, Андреем Клишасом и Вадимом Тюльпановым. Они предложили дополнить ст. 92 УПК РФ частью, устанавливающей, что при составлении протокола задержания обязательно участие защитника. Кроме того, проектом предусматривается обязанность следователя не позднее двух часов с момента доставления к нему подозреваемого предоставить ему возможность уведомить родственника и защитника о своем задержании звонком или другим видом связи продолжительностью не менее пяти минут. Согласно действующему законодательству, уведомлять родственников может как подозреваемый, так и сам следователь, причем в течение не двух, а 12 часов с момента задержания.
Думский комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, но сделал замечания к нему, которые могут быть учтены ко второму чтению. В заключении комитета отмечается, что возложение на дознавателя обязанности предоставить подозреваемому самостоятельно уведомить родственников о своем задержании за 5 минут «может создать условия для разглашения данных предварительного расследования». Существующее в проекте положение о запрете подозреваемому сообщать обстоятельства своего задержания является декларативным, поскольку он не несет за это ответственности, указывает профильный комитет. Кроме того, депутатам не ясно, как быть в ситуации, когда подозреваемый в силу психических или физических недостатков не в состоянии сделать звонок самостоятельно.
Замечания нашлись и у правительства, хотя в целом его отзыв на проект положительный. Так, по мнению Белого дома, предлагаемые изменения были подготовлены без учета положений УПК РФ, согласно которым «задержанные по подозрению в совершении преступления лица вправе пользоваться помощью защитника в уголовном деле с момента фактического задержания и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого». Правительство также отмечает, что подозреваемый во время разговора с родственниками может говорить на языке, которым дознаватель или следователь не владеют. Содержащееся в проекте право следователя сохранять в тайне факт задержания подозреваемого не согласуется с его обязанностью предоставить подозреваемому возможность уведомить родственников и защитников о своем задержании, говорится также в отзыве правительства.
По мнению адвокатов, на практике проблемы об уведомлении родственников назрели уже давно. «Сейчас родственники могут узнать о том, что человек задержан, даже спустя сутки, за это время люди находятся неизвестно где и неизвестно что с ними может происходить», – уверен адвокат Алексей Михальчик. В частности, считает он, к ним могут применяться недозволенные методы допросов, а от защитников могут скрывать реальное местонахождение подозреваемых.
При этом Михальчик отмечает, что право на один звонок используется в зарубежной практике, как россияне хорошо знают из американских фильмов. С ним согласен адвокат Романоз Кокорашвили. «Это правильный шаг, после звонка у родственников будет время и реальная возможность нанять адвоката и направить его для защиты, – считает Кокорашвили. – Но при этом у следствия при желании все равно останется возможность провести первые следственные действия: оформить задержание и допросить подозреваемого с защитником по назначению».