Западные СМИ отметили «новый уровень гибкости» Путина по Украине
Тучи сгущаются
На проблемах глобальной экономики заострил внимание британский лидер Дэвид Кэмерон. В своей колонке в The Guardian по итогам саммита «Двадцатки» он подчеркнул, что в разных частях мира сейчас назрело небывалое количество вызовов – риск рецессии в Европе, замедление развивающихся экономик, глобальные угрозы на Ближнем Востоке и в других местах. «В нашем взаимосвязанном мире проблемы мировой экономики проецируются и угрожают восстановлению у нас дома», – добавил Кэмерон.
По мнению журналистов Financial Times, слова премьера отражают общее беспокойство лидеров G20 из-за вероятной второй волны мировой рецессии. В частности, есть риск стагнации в еврозоне, где экономика выросла в последнем квартале лишь на 0,2%. Одобренный на саммите пакет из 800 экономических мер (от Трансатлантического торгового договора до инвестиций в инфраструктуру) призван решить проблему, не прибегая к протекционизму. Однако пространство для маневра невелико и продолжает сужаться, предупреждает FT.
Наибольшую обеспокоенность здесь проявляет Вашингтон, который сам довольно успешно проводит экономическое восстановление, пишет FT. Именно США призывают Германию к более решительным мерам стимулирования и предупреждают о грядущем «потерянном десятилетии» для Старого Света. Напротив, Европа вменяет в вину Вашингтону торможение реформы МВФ – не менее важной составляющей нового мирового устройства. Теоретически это даст крупным развивающимся державам (вроде Индии и Китая) большее представительство в организации, однако Frankfurter Allgemeine Zeitung отмечает, что американский Конгресс до сих пор не готов к ратификации реформы.
На фоне надвигающейся тучи рецессии прошедший саммит принес отдельным лидерам небольшую победу. Hindustan Times пишет, что пункт 13 итогового коммюнике – о борьбе с уклонением от уплаты налогов и поддержке системы автоматического обмена налоговой информацией – включен в документ благодаря усилиям индийского лидера Нарендры Моди. После уверенной «интервенции» премьера его позицию поддержали коллеги из Бразилии и Южной Африки.
Налет корректности отброшен
То же издание Hindustan Times немало места уделяет раннему отлету Владимира Путина из Австралии. По мнению аналитиков издания, «ледяной прием президента послужит толчком к дальнейшему противостоянию России и Запада и даже к возобновлению войны на Украине». Кроме того, этот отъезд и жесткая критика со стороны Запада указывают, что «обе стороны отбросили даже налет корректности».
Австралийская The Sydney Morning Herald приводит слова местной прессы о том, что ранний вылет Путина – результат холодного отношения мировых лидеров. Источники же издания в правительстве Австралии утверждают, что утренний вылет Путина был запланирован и вписан в график.
К примеру, канадская Toronto Star отмечает, что российский лидер не единственный, кто покинул саммит раньше времени: канадский премьер Стивен Харпер, «известный любитель поспать и ненавистник часовых зон», уехал обратно, не дожидаясь публикации финального коммюнике.
Toronto Star ссылается на министра финансов страны Джо Оливера, по словам которого формат G20 должен остаться для решения сугубо экономических проблем. После достижения соглашения по экономической политике (призванной добавить $2 трлн к мировому ВВП за пять лет) Харпер счел свою миссию выполненной и поспешил вернуться домой.
The Guardian также отмечает, что российский лидер не был абсолютным изгоем на саммите: с ним тесно общались как минимум коллеги по БРИКС. Более того, анонимные британские чиновники сообщили изданию, что, несмотря на жесткую риторику и натянутые отношения, на саммите Путин продемонстрировал новый уровень гибкости по украинской проблеме, возражая лишь против размещения объектов НАТО в этой стране.
Об этом пишет и консервативная немецкая Die Welt. В ходе «принципиального разговора» Ангелы Меркель с Путиным выяснилось, что для нее НАТО – союз на основах сотрудничества для поддержания безопасности. «Российский же лидер видит в западном оборонительном союзе лишь угрозу», – пишет газета. С другой стороны, определенные перспективы переговорщика между Москвой и Западом есть у Евросоюза. Положительную роль здесь может сыграть и то, что Путин уже довольно долго знает нового главу Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, заключает издание.