Рука на кнопке: зачем Дума запрещает себе голосовать чужими карточками
Комитет Госдумы по регламенту в понедельник поддержал поправки, запрещающие депутату передавать свой голос коллеге в случае отсутствия по уважительной причине на заседаниях палаты, комитета (комиссии), членом которого он является, и Совета Думы.
Сейчас если депутат отсутствует в зале, за него может нажать кнопку при голосовании другой депутат из его фракции по доверенности. Заявление о передаче голоса депутат пишет на имя спикера на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом. Возможность передачи голоса на заседаниях палаты была введена Думой в сентябре 1999 года.
Проект изменений предлагает отменить эту норму. Поправки в регламент инициировали вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Неверов, руководитель фракции единороссов Владимир Васильев и его первый заместитель Андрей Исаев.
Отсутствующий по уважительной причине депутат сможет выразить свою позицию по любому вопросу в заявлении на имя соответственно спикера Думы или председателя комитета. Однако уважительной причиной теперь будет считаться только временная нетрудоспособность. Обсуждается также предложение ряда депутатов добавить к списку причин участие депутата в официальных делегациях Думы, сказал РБК Исаев.
Согласно нынешнему регламенту уважительными причинами отсутствия депутата являются направление в командировку по распоряжению думского руководства, участие в выполнении поручений Думы, исполнение гражданских обязанностей, предусмотренных российским законодательством, временная нетрудоспособность, отпуск, рождение ребенка, регистрация брака, смерть близких родственников, иные семейные обстоятельства, а также обстоятельства непреодолимой силы.
При этом в поправках нет никаких дисциплинарных мер воздействия на прогульщиков, отмечает член комитета по регламенту коммунист Владимир Поздняков. Поправки позволят выявлять прогульщиков, которые могут быть лишены мандата в соответствии с принятым весной этого года законом, указывает Исаев.
Речь идет о законе, позволяющем лишать мандата депутата, который в течение 30 дней не принимал участия в работе Думы (заседаниях палаты и комитета) и не работал с избирателями. Процедуру лишения мандата начинает фракция или комитет проштрафившегося парламентария.
Сразу после вступления закона в силу мандата лишился Илья Пономарев, который с 2015 года проходит по уголовному делу о растрате в «Сколково» и находится вне России. Закон был принят специально под Пономарева, рассказывал тогда РБК источник, близкий к руководству Госдумы, за его оппозиционную деятельность.
При лишении мандата Пономарева на заседании присутствовали 123 депутата из 450. На это обратил внимание оппозиционный депутат Дмитрий Гудков, назвав ситуацию фарсом.
С тех пор ни одна фракция и ни один комитет не инициировали лишение депутатов мандата. Наличие доверенности снижало возможности контроля, поясняет Исаев. По его словам, во фракции «Единой России» фиксировать отсутствие депутатов будут руководители внутрифракционных групп. Обсуждается также предложение Неверова штрафовать депутатов за прогулы, сказал Исаев.
Заседание Госдумы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Так и решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета.
Сложно представить, как Дума будет обеспечивать необходимую явку в таком случае, замечает Дмитрий Гудков. По его мнению, вероятно, будут введены дежурные по фракции, которые будут ходить на заседания. Депутаты не будут бегать по залу, но проголосовать за ближайшего соседа смогут, это сложно отследить, говорит Гудков.
Инициатива не противоречит федеральному законодательству и согласуется с решениями Конституционного суда, заключил комитет по регламенту и поддержал проект. Поправки могут быть рассмотрены на заседании Думы уже в пятницу, сказал РБК Исаев.
Фракция «Справедливой России» поддержит постановление, однако реализовать его на практике будет сложно, говорит зампредседателя фракции Михаил Емельянов. «Причина отсутствия депутата на заседаниях не всегда в прогулах. Те депутаты, которые реально работают, могут во время заседаний быть на заседаниях правительства, на согласительных комиссиях, работать в кабинете и т.д. Поэтому одной уважительной причины недостаточно», — сетует Емельянов. По его словам, поправки в регламент подействуют, только если будет введена реальная ответственность за их нарушение — лишение мандата, материальная ответственность и т.д.
Емельянов не уверен в результатах повышения дисциплины среди депутатов. «Можно согнать депутатов в зал, но что они там будут делать, анекдоты травить? Содержательный политический процесс только присутствием депутатов не обеспечить», — рассуждает эсэр.
В прежних созывах депутат обычно передавал коллегам по фракции свой голос в самом начале работы — для этого писали соответствующие заявления с открытой датой, которые хранились у координатора фракции, напоминает политолог Екатерина Шульман.
Физическое отсутствие народного избранника при голосовании — это наименьший из тех грехов, которым подвержены депутаты, отмечает она. «Логично, что депутат подписывается под позицией своей фракции, а кто нажмет на кнопку — он сам или сосед — это уже не так важно», — говорит Шульман.
Новое руководство Думы явно имеет целью уйти от обидного имиджа «бешеного принтера» и нарастить хотя бы внешний вес палаты в политической системе, для этого организовывает приличную рабочую обстановку, считает политолог. Но, по ее мнению, к качеству законотворческого процесса это имеет косвенное отношение. Хотя депутатам не лишне будет чаще бывать на пленарных заседаниях и послушать, о чем там вообще идет речь, но законы не станут качественнее от увеличения числа присутствующих в зале, говорит Шульман.
Ранее депутаты внесли в свой порядок работы изменения, которые призваны принудить народных избранников чаще бывать в Думе. Вместо двух недель пленарных заседаний в месяц ввели три недели, но сократили число заседаний в неделю с трех до двух.
В декабре 2012 года широкий резонанс получил случай голосования карточкой умершего депутата. Тогда Госдума принимала «закон Димы Яковлева», который запретил иностранцам усыновлять российских сирот. По карточке депутата-единоросса Вячеслава Осипова проголосовали коллеги, хотя сам депутат к тому моменту скончался.