Обвиняемая по делу о перепосте во «ВКонтакте» студентка выступила в суде
Московский окружной суд в среду приступил к рассмотрению дела студентки Патимат Гаджиевой, которая обвиняется в публичных призывах к терроризму. По версии следствия, 20-летняя студентка Первого московского медицинского университета им. Сеченова сделала два перепоста в социальной сети в поддержку запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ).
Согласно обвинительному заключению, которое в суде огласил прокурор, 11 июля 2015 года Гаджиева перепостила на свою страницу в социальной сети «ВКонтакте» религиозный текст и статью о казнях, которые проводят террористы ИГ. По мнению гособвинителя, своими действиями девушка хотела привлечь внимание пользователей интернета к террористической организации, публично оправдывала терроризм и разжигала ненависть к «немусульманам».
Прокурор настаивал, что эти действия следует квалифицировать по статьям 205.2 и 282 («публичный призывы к осуществлению террористической деятельности» и «возбуждение ненависти или вражды по религиозным мотивам»).
Сама Гаджиева отрицала вину. Одетая в темное длинное платье и с платком на голове, она бодро доказывала судье, что у нее не было никакого умысла агитировать пользователей социальной сети. Напротив, настаивала Гаджиева, ее страничка закрыта для публичного доступа и информацию могут видеть только друзья, которых она добавляет редко, поэтому их мало. «Я даже блокировала подписчиков, а агитатор стал бы их собирать», — приводила доводы обвиняемая.
Перепост публикаций, ставший причиной уголовного дела, Гаджиева объяснила тем, что просто интересуется темами вокруг ислама и хотела сохранить посты, чтобы прочитать их потом. Позже она также сама, без чьих-либо указаний их удалила, говорила девушка.
Но судья отметил, что в ноутбуке у обвиняемой были найдены материалы экстремистского характера, в том числе видеозаписи с казнями, «прикрытые» стихами.
«Не припоминаю ничего такого», — возражала обвиняемая.
Максимально по совокупности преступлений Гаджиевой может быть назначено 7,5 лет лишения свободы. Сейчас Гаджиева содержится под стражей.
В 2012–2015 годах зафиксирован «явный тренд на ужесточение преследования за слова», до этого реальные сроки за высказывания в Сети были скорее исключениями, сообщалось в майском докладе «Агоры». По подсчетам юристов «Агоры», число случаев привлечения пользователей Рунета к уголовной ответственности резко — почти втрое — выросло в 2012 году — до 103, в 2013-м было уже 226, в 2014-м — 132, в 2015-м — 203.
Согласно официальной статистике Судебного департамента при Верховном суде за первые шесть месяцев текущего года в стране существенно выросло количестве осужденных по террористическим статьям. Число осужденных за терроризм (статья 205 Уголовного кодекса) составило 34 человека, это в 2,5 раза больше, чем за этот же период прошлого года, когда в колонии отправились только десять человек. За пособничество терроризму и захват заложников (статьи 205.1 «содействие террористическому акту», 205.2 «призывы к терроризму» и 206 «захват заложников») были осуждены 71 человек, за год до этого — только 29.
Рост дел по террористическим статьям начался в 2014 году — за первые шесть месяцев 2014 года суды вынесли приговоры всего семи обвиняемым за «терроризм» и 13 подсудимым за «содействие террористическому акту», «призывы к терроризму» и «захват заложников». Но к концу 2014 года года число осужденных по всем этим статьям достигло 63 человек. А в 2015 году — 65 человек.