Евросоюз потребовал обсудить с ним строительство «Турецкого потока»
По словам Шефчовича, в Брюсселе до сих пор не получили никаких подробностей о российском проекте. Он подчеркнул, что необходимо убедиться в экономической целесообразности нового газопровода и в том, что его строительство не нарушит существующие правовые обязательства, передает Reuters.
Шефчович отметил, что проект должен быть совместим с долгосрочными обязательствами «Газпрома» перед его европейскими клиентами. «Если речь идет о больших поставках европейским потребителям, нельзя принимать такое решение без обсуждения с ними, без обсуждения с ЕС и без обсуждения с Еврокомиссией», — сказал он на пресс-конференции в Анкаре в ходе своего визита в Турцию.
Чиновник также выразил озабоченность возможностью закрытия существующих маршрутов поставок газа через Украину в пользу «Турецкого потока». «Если все должно измениться именно таким образом, я не думаю, что это является обычной процедурой и что можно так обращаться с таким крупным клиентом, как ЕС», — добавил Шефчович.
Представитель «Газпрома» отказался комментировать РБК эту тему.
Евросоюз является крупнейшим потребителем энергоносителей в мире. Ежегодно он тратит €400 млрд на импорт нефти и газа, отмечает агентство. Согласно новой стратегии европейской энергетической безопасности, обнародованной в конце февраля, Еврокомиссия будет контролировать сделки членов Евросоюза с поставщиками, в том числе и с «Газпромом».
В декабре 2014 года Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд куб. м. В частности, к этому решению привели возражения со стороны Евросоюза, опасавшегося чрезмерного российского контроля над поставками газа в Европу.
В январе «Газпром» объявил о намерении к концу 2016 года построить по дну Черного моря газопровод аналогичной мощности в Турцию до хаба на турецко-греческой границе. Министр энергетики России Александр Новак заявил в интервью Reuters на прошлой неделе, что европейским странам придется строить за свой счет наземные подключения к «Турецкому потоку». По его словам, стоимость строительства по дну Черного моря будет сравнима с бюджетом «Южного потока», который должен был прийти в Болгарию. Тогда подводные работы оценивались в €17 млрд.
Министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил Reuters, что «дело не только в «Турецком потоке», а во всем пакете энергетических потребностей страны. «Нам нужно немного больше терпения», — сказал он. Еще один представитель турецкой энергетики пояснил агентству, что проект российского газопровода с большой долей вероятности придется отложить по крайней мере до 2017 года. Источник в правительстве добавил, что стоимость российского газа также является фактором в переговорах.
По мнению западного дипломатического источника в Анкаре, судьба «Турецкого потока» в значительной степени зависит от исхода борьбы между Брюсселем и Москвой за влияние в Турции. «Россия вовлекает Турцию в свою сферу влияния, и если ее не остановить сейчас, то потом будет слишком поздно», — сказал дипломат.
Евросоюз лоббирует строительство южного газового коридора для поставок газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, разработкой которого занимается консорциум во главе с BP. Ключевыми элементами этого проекта являются Трансанатолийский газопровод (TANAP), который пройдет по Турции от границы с Грузией до хаба на турецко-греческой границе, и Трансадриатический газопровод (ТАГ) между Балканским и Апеннинским полуостровами.