Страсбург обязал Россию выплатить компенсацию по «закону Димы Яковлева»
16 жалоб
Европейский суд по правам человека признал, что «закон Димы Яковлева» дискриминирует американцев в праве на усыновление российских детей. Решение по 16 жалобам опубликовано во вторник, 17 января, на сайте Страсбургского суда.
Гражданам США присуждена компенсация в размере €75 тыс. — по €3 тыс. каждой семье. Россия также должна компенсировать судебные издержки — в общей сложности $14,5 тыс., то есть по $600 каждой семье, кроме одного заявителя (ему издержки компенсированы в размере $186). ЕСПЧ признал, что права заявителей были нарушены, поскольку их лишили права принять детей в семью, когда они уже установили с ними связь. Кроме того, «закон Димы Яковлева» не должен был распространяться на процедуры усыновления, которые были начаты к моменту его вступления в силу.
Жалобы подали 45 граждан США из различных штатов (Юта, Монтана, Джорджия, Небраска, Иллинойс и др.). Во многих семьях уже живут приемные дети. Американцы планировали усыновить 27 детей из российских регионов. В материалах отмечается, что все они начали оформлять необходимые документы с 2010 по 2012 год. Большинство детей, которых должны были усыновить американцы, страдают от серьезных заболеваний, вызывающих нарушения в развитии и требующих специальной медицинской помощи. Среди них есть и ВИЧ-инфицированные.
Американские семьи в большинстве случаев получили подтверждения от властей, что они подходят для усыновления и что детей невозможно передать в российские семьи. Также заявители провели несколько дней в детских домах и встретились с детьми. Сироты успели привязаться к приемным семьям, отмечается в материалах ЕСПЧ. Кроме того, в одном случае речь идет об усыновлении ребенка, брат которого уже жил в этой же приемной семье.
К концу 2012 года заявители выполнили все условия и почти завершили процедуру усыновления, когда был принят «закон Димы Яковлева». Попытки оспорить акт в российских судах оказались безуспешными, после чего истцы приняли решение обратиться в ЕСПЧ.
В жалобах указано, что российские власти нарушили право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8 Европейской конвенции по правам человека). Также был нарушен запрет на дискриминацию и на пытки (ст. 14 и 3 конвенции).
Суд исключил из решения ссылку на ст. 3 Конвенции и единогласно согласился с остальными требованиями заявителей.
Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК
Позиция России
С особым мнением выступил российский судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов. Он отметил, что повод для жалобы — это «техническая» трактовка Конвенции о правах человека, так как процесс усыновления не был завершен на момент введения запрета. Присужденную компенсацию Дедов счел символической по сравнению с суммами, которые обычно фигурируют в постановлениях ЕСПЧ.
«В России есть более серьезная проблема. Российское правительство уведомило суд, что в стране остаются 66 тыс. детей, брошенных родителями и помещенных в приюты. Общее число таких детей за последние 25 лет может достигать 300 тыс. Разумеется, это результат структурной общественной проблемы, вызванной распадом системы ценностей и недостатком социальной ответственности. Эту проблему нельзя решить ни при помощи межгосударственного усыновления, ни с использованием политического давления», — заключил Дедов.
Российские власти уже заявили, что не согласны с решением ЕСПЧ и обжалуют его. Об этом рассказал замглавы Минюста Георгий Матюшкин в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Официальная Москва теперь должна обратиться в Большую палату Страсбурга, рассказала РБК адвокат Каринна Москаленко, представлявшая интересы заявителей. «Большая палата может отказаться принять постановление под свою юрисдикцию, тогда нынешнее решение вступит в силу в течение трех месяцев. После этого, учитывая, что речь идет о правах малолетних детей, мы будем требовать, чтобы комитет министров Совета Европы незамедлительно обязал исполнять это решение», — отметила Москаленко.
Вступление в силу решения Страсбурга вряд ли удовлетворит заявителей, подчеркнул в разговоре с РБК член президентского Совета по правам человека Павел Чиков. «Они, вероятно, захотят потребовать отмены этой нормы закона или разрешения им вступить в новую процедуру усыновления или удочерения. Заявители, посчитав, что российские власти исполнили их требования не в полном объеме, могут также обратиться с жалобой в комитет министров Совета Европы», — полагает Чиков.
Документ, как предполагали депутаты Госдумы, должен был стать симметричным ответом на «акт Магнитского», который запретил въезд в США ряду российских чиновников и предполагал заморозку их счетов. «Закон Димы Яковлева» критиковали общественность и правозащитники, а также высокопоставленные чиновники.
При участии Елены Смирновой