Главы Азербайджана и Армении встретились впервые после боев в Карабахе
В Вене началась первая после обострения ситуации в Нагорном Карабахе встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, сообщает корреспондент «РИА Новости».
Посредниками выступают страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Россия, США и Франция. В частности, в переговорах участвуют главы МИД России и Франции Сергей Лавров и Жан-Марк Эйро, а также госсекретарь США Джон Керри.
Источник ТАСС в одной из делегаций сообщил, что на встрече стороны попытаются выработать итоговое заявление. Оно, по словам собеседника, «должно закреплять нацеленность на политическое разрешение конфликта в регионе».
Меры доверия
К встрече президентов призвали сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию (Россия, США, Франция). В заявлении, распространенном сопредседателями 12 мая, говорится, что в свете «недавней вспышки насилия» в конфликтной зоне президентам «настало время встретиться». Основными задачами встречи президентов названы «поддержание перемирия», поиск путей для повышения мер доверия с тем, чтобы создать необходимые условия для возобновления переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта. «Переговоры не увенчаются успехом, если насилие будет продолжаться, а мир не получится установить без переговорного процесса», — говорится в заявлении.
Сопредседатели Минской группы выразили готовность помогать президентам в переговорах. Для этого в Вену прибыли министр иностранных дел России Сергей Лавров, его американский коллега Джон Керри и французский Жан-Марк Эро. С президентами также встретилась представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини.
Армянская сторона заявила, что переговоры по урегулированию невозможны, пока не приняты меры по жесткому соблюдению режима прекращения огня в зоне конфликта, о чем заявил в понедельник заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
К встрече министр обороны Азербайджана Закир Гасанов выпустил заявление, в котором вновь заявил, что Баку вернет контроль над территориями в Карабахе. «Благодаря решимости президента Азербайджана, верховного главнокомандующего Ильхама Алиева мы обязательно освободим оккупированные территории», — привела слова Гасанова пресс-служба Минобороны (цитаты по ТАСС). Минобороны Азербайджана заявило, что вооруженные силы Армении нарушили за минувшие сутки режим прекращения огня на линии соприкосновения сторон 119 раз, на которые военные Азербайджана ответили 121 огневым ударом.
Высокопоставленный российский дипломат ранее напомнил РБК, что в 2011 году при активном посредничестве России уже предлагалось создать механизм расследования инцидентов, обмена телами, отвода снайперов, ОБСЕ даже подготовила соответствующий проект документа, однако в итоге Баку его не одобрил, опасаясь, что отвод снайперов армянская сторона может использовать в свою пользу.
Если сторонам на переговорах в понедельник удастся согласовать какие-то меры доверия и механизмы по эффективному мониторингу в зоне конфликта, это стало бы большим успехом, говорит Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН. Он надеется, что в нынешней наэлектризованной обстановке стороны не будут выставлять невыполнимых условий. По мнению Арешева, общества могут поддержать президентов в согласовании мер доверия.
После конфликта
Апрельские боевые действия стали самым серьезным обострением конфликта с начала его неполной заморозки в 1994 году. 2 апреля начались боевые действия с применением авиации и артиллерии, в начале которых стороны обвинили друг друга. 5 апреля в Баку и столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики Степанакерте заявили о достижении соглашения о прекращении огня. Указывалось, что договоренность была достигнута с участием России.
За время «четырехдневной войны» Азербайджан признал факт гибели 31 военнослужащего, армянская сторона сообщала о гибели 77 военных, линия соприкосновения изменилась незначительно.
После обострения власти Азербайджана не раз заявляли о своей готовности восстановить территориальную целостность, а правительство Армении заявило о готовности изменить статус-кво в регионе и признать независимость Нагорного Карабаха. Правительство дало положительное заключение на соответствующий законопроект, но замминистра иностранных дел Кочарян указывал, что независимость может быть признана в случае ухудшения военной ситуации. 16 мая стало известно, что профильный комитет по международным делам армянского парламента дал отрицательное заключение на законопроект, таким образом он был снять с повестки. Эксперты рассматривали инициативу армянского правительства как меру по давлению на стороны конфликта. Армянские представители также указывали на то, что требуют возвращения за переговорный стол представителей карабахских властей. В последние годы переговоры ведутся без них.
Поиск компромисса
Из заявления Минской группы следует, что подробного обсуждения принципов урегулирования конфликта на встрече президентов в Вене не будет.
В момент своего провозглашения в сентябре 1991 года НКР заявляла о своей территории как о бывшей автономии Азербайджанской ССР и Шаумяновском районе, который не являлся ее частью. В результате военных действий в 1991–1994 годах НКР потеряла контроль над этим районом, а также над небольшими кусочками бывшей НКАО (примерно 327 кв. км), но при поддержке Армении компенсировала свои потери, присоединив пять смежных азербайджанских районов целиком и два неполностью, напоминает Маркедонов. Площадь районов, подконтрольных армянским силам, превышает размеры бывшей автономной области.
В плане долгосрочного и окончательного урегулирования стороны в последние годы рассматривали вариант по возможному обмену территориями между Азербайджаном и Нагорным Карабахом с последующим определением статуса Карабаха. Страны-посредники в этом подходе проявляли редкую солидарность позиции. Согласно «базовым принципам» урегулирования конфликта, по которым между Москвой, Вашингтоном и Парижем есть консенсус (редкий случай в сегодняшней дипломатической практике), разрешение армяно-азербайджанского противоборства предполагает среди прочего и «промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления», и юридически обязывающий референдум для определения его будущего, пишет доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов в опубликованной в понедельник статье для московского Центра Карнеги.
Все переговоры последнего времени вращаются вокруг известного в принципе компромисса, указывал собеседник РБК. Согласно этому плану Азербайджану возвращаются пять из семи захваченных районов, в ответ Баку прекращает экономическую блокаду и открывает границу с Арменией. Обсуждался, по его словам, также ввод миротворческих сил. Однако разошлись стороны по поводу статуса Карабаха: армянская сторона хотела бы, чтобы в любом документе было прописано так, чтобы было понятно, что в будущем НКР станет независимым, а азербайджанская сторона настаивает, что статус должен быть определен при соблюдении территориальной целостности страны.
Эти предложения в основном базируются на «Мадридских принципах», предложенных Минской группой ОБСЕ в 2007 году и впоследствии обновленных.
По мнению эксперта Арешева, сейчас нет условий для полномасштабных переговоров по мирному урегулированию.