В НАТО признали уязвимость сил быстрого реагирования перед Россией
НАТО может потерпеть неудачу при попытке перебросить свои силы быстрого реагирования в Восточную Европу в случае войны с Россией. Об этом Financial Times рассказали два высокопоставленных генерала альянса, которые хорошо знакомы с военными и логистическими планами НАТО.
Один из собеседников газеты напомнил, что Россия значительно усилилась в Калининграде, а также разместила дополнительные военные ресурсы на приграничных территориях. По словам генерала, это означает, что «Объединенная оперативная группа очень высокой готовности» будет разгромлена прежде, чем окажется в состоянии боеготовности, если попытается выдвинуться «к востоку от Одера» (речь идет о восточной границе Германии).
Слабые места сил быстрого реагирования являются одной из основных причин, по которой альянс намерен разместить большее количество войск на восточном фланге, отмечает FT. На июльском саммите НАТО участники альянса планируют одобрить ряд мер, которые позволят лучше подготовить войска не только к сдерживанию, но и обороне. Как отмечает газета, эти планы являются знаком того, как сильно альянс беспокоит возможный конфликт с Россией в Европе. Министры иностранных дел стран НАТО на этой неделе проведут в Брюсселе встречу, на которой они определят повестку саммита и решения, которые могут быть на нем приняты.
Одной из мер, которые рассматривает альянс, является базирование четырех батальонов НАТО, каждый из которых будет образован одним из его членов, в Эстонии, Латвии, Литве, а также Польше. По словам высокопоставленного польского дипломата, такой шаг является «необходимым минимумом».
Несмотря на то что применение сил быстрого реагирования ограничено в случаях, предусмотренных статьей 5 устава НАТО (прямое вооруженное нападение на участника альянса), в альянсе все равно считают их важнейшим компонентом обороны. «Силы быстрого реагирования необходимы в случаях, предусмотренных статьей 4, наши намерения таковы. Однако мы всегда берем в расчет и ситуации по статье пять», — сказал польский генерал Крзыстоф Крол, замначальника Северо-Восточного корпуса НАТО.
Силы быстрого реагирования помогают предотвратить перерастание в вооруженный конфликт таких ситуаций, как гражданские волнения или проникновения через границу, отметил Крол. «План был разработан, чтобы реагировать на гибридные угрозы», — объяснил генерал. Примером гибридной войны в НАТО считают участие России в украинском кризисе, что неоднократно отвергали в Москве.
Представитель альянса в разговоре с FT подчеркнул, что силы быстрого реагирования годятся для быстрого размещения в любых ситуациях, в том числе при открытом вооруженном нападении на страну альянса. При этом он признал, что значительное военное усиление России осложняет ситуацию.