Комитет Госдумы одобрил право Минюста разоблачать "иностранных агентов"
Административная ответственность наступает при выявлении нарушения, напомнила Вагина. Процессы будут идти параллельно: если в результате проверки будет установлено, что организация вела политическую деятельность, получала иностранное финансирование, но до начала этой деятельности в нарушение закона не подала заявление о включении в реестр "иностранных агентов", то в отношении такой организации будет составлен административный протокол. Также она будет включена в реестр, пояснила представитель Минюста.
Луговой внес законопроект 25 апреля, вскоре после того, как высказанную сенатором Андреем Клишасом идею о наделении Минюста правом самостоятельно включать НКО в реестр "иностранных агентов" поддержал президент Владимир Путин.
Проект Лугового не только вводит принудительный порядок регистрации НКО-агентов, но и расширяет перечень оснований для внеплановых проверок НКО Минюстом — по обращениям граждан и организаций, заподозривших НКО в неисполнении закона об "иностранных агентах". Сейчас действует добровольный порядок регистрации НКО-агентов. Но он не работает: НКО, занятые политической деятельностью и получающие зарубежное финансирование, уже почти два года саботируют закон — в реестр включена лишь одна организация, остальные предпочли судебные разбирательства, сказал на заседании председатель профильного комитета и однопартиец Лугового Ярослав Нилов.
Недобросовестные НКО, подпадающие под определение "иностранных агентов", предпринимали различные попытки, чтобы избежать включения в реестр, отмечает первый зампред комитета по общественным объединениям единоросс Михаил Маркелов. С принятием этих поправок Минюсту не придется "гоняться за ними". "Очевидно, что норма (о реестре агентов) не работала, ее саботировали, поэтому нужен другой механизм", — сказал РБК Нилов.
Правительство официального отзыва на законопроект не дало, Минюст против законопроекта не возражает, хотя нагрузка на министерство возрастет, сказала Вагина. По ее словам, Минюст не намерен проводить внеплановых проверок НКО, не получающих зарубежного финансирования - реакция на жалобы будет лишь при наличии финансирования. Нилов не исключал, что в случае принятия закона могут быть предприняты попытки терроризировать НКО с помощью жалоб, Вагина с этим согласна.
Если закон будет принят, то это поставит точку в споре, кто является "иностранным агентом", а кто нет, утверждает сопредседатель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц. "Самое опасное в этой истории - очень большие штрафы для НКО, не выполняющих обязанности "иностранного агента", — подчеркивает Мельконьянц. По его мнению, последствием принятия этого закона станет прекращение рядом организаций своей деятельности. "Будет столько штрафов, что НКО не смогут их выплачивать", — заключает эксперт. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, НКО, выполняющая функции "иностранного агента", но не представившая вовремя сведения об этом в надлежащий госорган (или представившая в неполном объеме), наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Первой организацией, получившей штраф за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента, стала защищавшая права избирателей ассоциация "Голос". В апреле прошлого года ей был присужден штраф в 300 тыс. руб. Чуть позже на такую же сумму было оштрафовано региональное отделение "Голоса". Впоследствии ассоциация самоликвидировалась и теперь существует как движение, отказавшись от зарубежного финансирования.
Артем Филипенок, Светлана Бочарова