Почти половина россиян сочли нереальным найти заказчиков убийства Немцова
Заказчиков не найдут
7–12 марта Левада-центр провел опрос об отношении россиян к убийству сопредседателя РПР-ПАРНАС и бывшего вице-премьера России Бориса Немцова в феврале 2015 года (итоги опроса имеются у РБК). Об убийстве оппозиционного политика слышали 83% респондентов.
Версии опрошенных насчет мотивов убийства расходятся. Самый популярный ответ — так говорят 30% — «я не понимаю, за что он был убит». 24% связали гибель политика с его «оппозиционными взглядами и критикой власти». 21% называют Немцова «жертвой криминальных разборок», еще 8% считают, что за его смертью стоят «оскорбительные высказывания в адрес мусульман».
Относительно небольшое количество людей, видящих причину убийства Немцова в его оппозиционных взглядах, связано с высокими антирейтингами политика, говорит ведущий социолог Левада-центра Денис Волков. «У Немцова с конца 1990-х был огромный антирейтинг после того, как Владимир Гусинский с Борисом Березовским из-за борьбы вокруг приватизации «Связьинвеста» уничтожили его репутацию в глазах населения, — рассуждает эксперт. — Немцова не любили, а потом и на ТВ перестали пускать. Он оказался удобным объектом для дальнейшего шельмования». Часть же респондентов просто не следила за делом об убийстве бывшего вице-премьера, добавил социолог.
Кроме того, социологи спросили россиян, будут ли, по их мнению, найдены заказчики убийства. «Они никогда не будут найдены», полагают 42%. Еще 17% считают, заказчиков все же найдут, «но не скоро». 16% верят в то, что заказчики уже найдены и осуждены, а 25% затруднились ответить.
«Это установка в общественном сознании по всем громким делам: «мы никогда не узнаем всей правды», «нам никогда не расскажут всей правды», — говорит Волков.
Левада-центр провел опрос в канун установки памятной таблички Борису Немцову на доме, где он жил. Табличку разместят 16 марта, разрешение на установку дали мэр Москвы Сергей Собянин и жильцы дома после обращения кандидата в президенты Ксении Собчак. До этого коммунальные службы Москвы регулярно сносили стихийный мемориал на месте убийства политика.
Опрос был проведен 7–12 марта 2018 года среди 1,6 тыс. совершеннолетних респондентов в 136 населенных пунктах, 52 регионах. Исследование проводилось на дому у респондента методом личного интервью. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25/75%; 2,0% для показателей, близких к 10/90%; 1,5% для показателей, близких к 5/95%.
Убийство Немцова
Борис Немцов был застрелен поздно вечером 27 февраля 2015 года напротив Кремля, на Большом Москворецком мосту в Москве. Уже через неделю после убийства, 7 марта, директор ФСБ Александр Бортников объявил о поимке подозреваемых. 13 июля суд приговорил пятерых человек, признанных виновными в убийстве Бориса Немцова, — Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадида Губашевых, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева, — к срокам от 11 до 20 лет. По официальной версии, Немцова убили за денежное вознаграждение (15 млн руб.), а убийство организовал Руслан Мухудинов, водитель заместителя командира чеченского батальона «Север» Руслана Геремеева. В этом батальоне служила и часть осужденных.
СКР продолжает расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении предполагаемого заказчика и организатора убийства Руслана Мухудинова, который с ноября 2015 года находится в международном розыске.
Адвокаты и родственники Немцова неоднократно заявляли, что считают организатором убийства Руслана Геремеева, родственника влиятельных чеченских политиков — сенатора Сулеймана Геремеева и депутата Госдумы Адама Делимханова. У осужденных Дадаева и Эскерханова нашли номера телефона Геремеева, также офицер «Севера» снимал им квартиры в столице. Глава СКР Александр Бастрыкин дважды отказался возбуждать дело против Геремеева. Приговор Дадаеву и остальным фигурантам дела глава Чечни Рамзан Кадыров называл «странным», связав расследование с «информационной войной» против возглавляемой им республики.
В июле 2017 года реакцию россиян на судебный приговор убийцам Немцова замерил ВЦИОМ. За ходом суда над обвиняемыми в убийстве Бориса Немцова следили 35% россиян, знакомых с деятельностью Немцова, из них на вопрос о виновности Заура Дадаева 42% ответили утвердительно, 19% — отрицательно, еще 39% не смогли дать определенный ответ. 81% опрошенных, слышавших о Немцове, не смогли высказать мнение о возможных организаторах убийства политика (вопрос был открытым, без вариантов ответа).