ЕС отказался от преследования «Газпрома» ради отношений с Россией
По словам восточноевропейских дипломатов, Еврокомиссия заверила их, что антимонопольное расследование против «Газпрома» будет продолжено, хотя, по их мнению, на формулировку обвинений потребуются скорее месяцы, чем недели, сообщает Financial Times.
Издание напоминает, что при этом вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович еще в феврале заявил, что открытие дела — это вопрос «нескольких недель», но еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер избегает прогнозов по срокам предъявления обвинений и условиям, на которых вопрос может быть решен в досудебном порядке.
«Газпром» отказывается от комментариев в связи с расследованием, но, как утверждает FT, компания сигнализирует о том, что заинтересована в перемирии. Издание полагает, что предстоящее заключение газовых контрактов с Литвой и Эстонией, возможно, разрядит обстановку в балтийском регионе. Газета приводит мнение гендиректора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой о том, что компания верит, что «политическая обстановка в Европе вернется к ситуации, когда нам снова будут рады».
Еврокомиссия открыла официальное антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» 4 сентября 2012 года. В октябре 2013 года тогдашний еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния заявил, что Евросоюз готов выдвинуть «Газпрому» обвинения в противодействии свободной конкуренции, что может повлечь штраф в $15 млрд.
1 ноября 2014 года на смену Альмунии пришла Вестагер. Она объяснила, что пауза в расследовании связана с тем, что она занимается изучением газового рынка Европы, инфраструктуры, цен и того, «как это все работает», исключив при этом политическую подоплеку расследования.
Претензии Евросоюза касаются трех аспектов внешнеэкономической деятельности «Газпрома». Во-первых, юристы Еврокомиссии утверждают, что контрактные положения, которые запрещают реэкспорт газа, несовместимы с законодательством ЕС и не должны включаться в будущие контракты. По данным FT, «Газпром» давал понять, что готов уступить в этом вопросе, но в 2014 году Россия снова выступила с критикой так называемых реверсивных поставок газа на Украину Польшей и Словакией.
Во-вторых, как утверждают восточноевропейские страны, «Газпром» угрожал клиентам увеличением цен, если они будут пытаться создавать инфраструктуру для закупок у его конкурентов. Юристы Евросоюза ожидают после закрытия проекта «Южный поток», что «Газпром» пойдет на уступки по этому вопросу.
Третья претензия Евросоюза касается привязки цен на газ в долгосрочных контрактах к стоимости нефти. Это система ценообразования называется «гронингенской формулой» (по имени города в Нидерландах — центра газодобычи) и применяется с 1960-х годов. После начала расследования в отношении «Газпрома» от подобной практики в значительной степени отказалась норвежская компания Statoil, и Еврокомиссия настаивает, чтобы российский поставщик также устанавливал цены на открытом рынке.
По словам источников FT, знакомых с переговорами между Еврокомиссией и «Газпромом», эксперт по энергетике Селин Гауэр предупредила замглавы российской компании Александра Медведева, что Германия установит базовую цену, от которой нельзя будет сильно отклоняться. Признаков того, что Москва готова отказаться от привязки цен на газ к нефти, пока нет, и посол России при Евросоюзе Владимир Чижов постоянно защищает эту методику, пишет газета.
Издание отмечает, что для Еврокомиссии сложность заключается в том, что существует правовая база, определяющая, что является завышением цен, весьма ограничена. По мнению бывшего сотрудника антимонопольного регулятора ЕС Марио Мариньелло, который теперь работает в аналитическом центре Bruegel, комиссия не может принудить снизить цену, а может только стимулировать конкуренцию.