Минск обвинил пилота самолета с Протасевичем в нарушении инструкций
Пилот самолета авиакомпании Ryanair, на борту которого находился бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (признан властями Белоруссии экстремистским) Роман Протасевич, нарушил инструкции, совершив посадку в Минске, а не в Вильнюсе. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил глава департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский.
Комментируя опубликованные в Сети записи разговора пилота с диспетчером минского аэропорта, Сикорский заявил, что командиру экипажа передали код чрезвычайного происшествия «красный». «Что значит для летчика код «красный»? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме», — сказал он.
По словам Сикорского, на тот момент ближайшим был именно аэродром в Вильнюсе, который находился в 70 км. «Но самолет не думал ни снижаться, ни сбрасывать скорость, чтобы войти в посадочное положение», — добавил он.
Глава департамента задался вопросом, почему литовский пилот на самолете, зарегистрированном в Польше, нарушил инструкцию? «И ведь мы все это время как мантру талдычим: «Дайте нам внутрикабинные переговоры либо переговоры пилота с вильнюсским диспетчером, чтобы понять, почему он полетел в Минск», — продолжил он.
Сикорский назвал абсурдными публиковавшиеся в СМИ предположения, что диспетчер консультировался с сотрудником КГБ Белоруссии, передавая пилоту код «красный». «Получается, что сотрудник, наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс. <...> Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве — по-моему, ближе, чем до Минска, <...> должен был полететь в Вильнюс», — отметил он.
В конечном счете, подчеркнул Сикорский, решение всегда принимает командир экипажа, а диспетчер лишь передает информацию и сопровождает прохождение самолета в выбранный пункт в белорусском воздушном пространстве, обеспечивая безопасную навигацию. Он также обратил внимание, что в тот момент работал не один диспетчер — «решения принимались коллективно: есть старший диспетчер, есть руководитель полетов».
Инцидент с самолетом Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс, произошел в мае. В аэропорту Минска заявили, что лайнер запросил посадку из-за сообщения о бомбе. В то же время в авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29. В итоге с рейса были сняты, а позднее арестованы Протасевич и его знакомая.
8 декабря газета The New York Times со ссылкой на источники и представителя польской службы безопасности Станислава Зарина сообщила, что диспетчер, бежавший этим летом в Польшу, рассказал о подробностях инцидента с самолетом Ryanair. По словам собеседников издания, он заявил, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной, а экстренная посадка — операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой. По словам представителей европейских спецслужб, речь идет о диспетчере Олеге Галегове, который покинул Белоруссию в июле.
На следующий день Польша опубликовала запись переговоров диспетчера минского аэропорта и пилота лайнера Ryanair. На ней слышно, что диспетчер и пилот общаются по-английски, однако во время переговоров сотрудника минского аэропорта по-русски консультирует постороннее лицо. В Варшаве заявляли, что им мог быть агент КГБ.