Дания заявила о притязаниях на сектор Арктики в 20 раз больше ее самой
«Подача нашей заявки на шельф к северу от Гренландии – исторический момент для Королевства Дания, – заявил Лидегард. – Целью этого гигантского проекта является установка внешних пределов нашего континентального шельфа». До сих пор о претензиях на арктические территории непосредственно вблизи Северного полюса заявляли в России и Канаде. Но датчане пошли дальше: они намерены присоединить участки со всех сторон Северного полюса, тогда как для России и Канады полюс является конечной точкой их притязаний.
Сегодняшней заявке предшествовал длительный подготовительный период. По данным датского издания Politiken, геологические исследования шли на протяжении последних 12 лет и стоили бюджету королевства около $55 млн. Основную часть работы ученые провели в ходе экспедиции 2007–2012 годов, обследовав хребет Ломоносова и заключив, что он геологически является продолжением Гренландии.
План присоединения Северного полюса датчане стали разрабатывать еще до присоединения к Конвенции ООН по морскому праву в ноябре 2004 года. Этот шаг позволил стране подавать заявки и претензии через Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS).
Согласно конвенции исключительной экономической зоной государства является акватория на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берега. Претензии на воды за пределами этой зоны должны быть подкреплены научными и техническими данными. В своей заявке Дания заявляет права на треть нейтральных вод в центре Северного Ледовитого океана – хребет Ломоносова и близлежащую зону, включая Северный полюс.
Арктика является ареной длительных территориальных споров. Их новый этап наступил уже в XXI веке. В 1994 году большинство стран подписали и ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. Это основополагающий документ, который регулирует морское право, в том числе в Арктике. В течение десяти лет после ратификации документа пять арктических государств – Россия, США, Канада, Норвегия и Дания – имеют право подать заявку на получение эксклюзивных прав на разработку морского шельфа в Арктике, который располагается дальше, чем оговоренная в Конвенции 200-мильная зона приоритетных экономических прав. Основанием для этого является 76-я статья Конвенции. Для Дании крайний срок подачи заявки истекал в этом году.
Территориальные претензии Копенгагена на Арктику обосновываются через суверенитет над Гренландией. Формально именно береговая линия Дании находится ближе всех к Северному полюсу.
Территориальные претензии королевства конфликтуют с арктическими амбициями России. В 2001 году Москва подала заявку в Комиссию ООН по определению континентального шельфа. Согласно этой заявке страна рассчитывает получить приоритетные права и за пределами 200-мильной экономической зоны. Территориальные претензии России основаны на утверждении, что подводный горный Ломоносовский хребет на самом деле является продолжением Евразийского континента. Дания же утверждает, что Ломоновский хребет – это «продолжение» Гренландии.
Для Дании новая заявка является пятой по счету, поданной в CLCS, начиная с апреля 2009 года. В отличие от прежних заявок внешнеполитическая инициатива 2014 года стала для датчан более амбициозной – страна притязает на стратегически и символически важные территории.
Поскольку скорость обработки заявок такова, что все они еще находятся на рассмотрении, Politiken прогнозирует, что процесс этот «может занять еще до 10–15 лет».
В любом случае игра стоит свеч: по данным Геологической службы США, в арктическом регионе может находиться около 15% неразведанных мировых запасов нефти и около 30% – газа. Кроме того, на рост интереса к Арктике влияет и глобальное потепление. Таяние полярных льдов открывает новые возможности как для добычи углеводородов, так и для морских перевозок.
Не все из арктических соседей датчан согласны с их претензиями на Северный полюс. The Local приводит слова канадского политолога и публициста, профессора Университета Британской Колумбии Майкла Байерса: «Иронично, что единственная страна, которая сейчас в Арктике действует провокативно, – это Дания, что противоречит традиционно конструктивной дипломатии этого государства». Он добавил, что жестче всего против действий Копенгагена выступит Москва, которая «сама готовит свою заявку». Не исключено, уверен Байерс, что две страны в итоге придут к взаимовыгодной договоренности по Арктике. Ни Канада, ни Россия до конца не нанесли на карту свои окончательные претензии в регионе.