Кадыров против Каляпина: почему в Грозном сожгли офис правозащитников
В ночь с субботы на воскресение в Грозном полностью выгорела съемная квартира на втором этаже дома 19 по улице Розы Люксембург, которую арендует в качестве офиса Сводная мобильная группа (СМГ) правозащитников по Чеченской республике. В воскресенье в соседней квартире, где живут юристы организации, прошел обыск, после чего сотрудники миссии были задержаны, а оставшиеся документы и электронные носители изъяты, рассказал РБК член Совета по правам человека при президенте Игорь Каляпин. По его инициативе в столице Чечни несколько лет назад была сформирована группа правозащитников из разных регионов России, работающих в регионе вахтовым методом.
Люди в масках
Накануне пожара в офис СМГ пытались проникнуть неизвестные вооруженные люди, которых зафиксировали установленные правозащитниками в подъезде дома в целях безопасности видеорегистраторы. Сотрудники миссии в этот день выезжали из города, чтобы проводить коллегу на самолет. Вернувшись, они просмотрели записи с камер наблюдения и выложили кадры этого визита на своих страницах в соцсетях. В тот же вечер во время поездки по городу правозащитники заметили за собой слежку, рассказал РБК координатор СМГ Сергей Бабинец. В преследовавшей их автомобиль машине Lada Priora он заметил людей в масках. После этого Бабинец принял решение в целях безопасности ехать в отель «Грозный-Сити», где их встретили журналисты канала «Аль-Джазира».
С правозащитниками связался заместитель министра внутренних дел Чечни Апти Алаутдинов и пообещал обеспечить им охрану в здании гостиницы. Поздно вечером правозащитники узнали, что в офисе произошел пожар. Днем в воскресенье юристы СМГ Сергей Бабинец и Дмитрий Дмитриев приехали на место происшествия, чтобы осмотреть и забрать уцелевшие вещи, но были задержаны. Полицейские изъяли у правозащитников телефоны, документы и жесткие диски, в том числе с записями видеорегистраторов в подъезде дома. Вечером в воскресение юристов отпустили и вернули им мобильные телефоны. Ночь на понедельник они также провели в отеле «Грозный-Сити».
Меньше раздражать власти республики
«Мы продолжим работу в том же формате в котором работали, но постараемся поменьше раздражать власти республики. Объясним с помощью доступных нам средств массовой информации, что мы никакие не пособники террористов и никого не финансируем, как пытается нас представить кое-кто во власти Чеченской республики», – рассказал РБК Каляпин. По его мнению, все последние выпады в адрес правозащитников – попытка использовать гнев людей, в том числе родственников погибших 4 декабря чеченских силовиков, чтобы направить их недовольство на давно раздражающих конкретных представителей власти правозащитников.
Работа, которая приводит к обвинениям в адрес чеченских силовиков, по словам Каляпина, выявила ряд подразделений чеченской полиции, к которым возникли вопросы не только у правозащитникиов, но и у СКР. «Верх цинизма использовать гибель полицейских от рук боевиков, чтобы помешать нашей работе», – считает Каляпин. В возможностях объективно установить причину пожара в офисе после изъятия видеорегистраторов полицией он сомневается. Теперь правозащитник намерен пожаловаться в СКР на задержание своих сотрудников и решить вопрос с дальнейшим размещением сотрудников. «После этих событий нам будет очень проблематично арендовать офис в Чечне», – говорит Каляпин.
«В соответствии с Конституцией безопасность для правозащитников, как и для всех остальных, должны гарантировать правоохранительные органы», – прокомментировал РБК ситуацию вокруг СМГ пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов. О результатах проверки, которую обещал провести глава Чечни в отношении «некоего Каляпина», Каримов также попросил узнать у правоохранительных органов.
Кадыров против Каляпина
Несколькими днями ранее разногласия между Каляпиным и Кадыровом привели к взаимным публичным обвинениям. Правозащитник пожаловался в Следственный комитет России и Генеральную прокуратуру с просьбой проверить высказывание чеченского лидера, которое тот оставил в своем аккаунте в Instagram после атаки на Грозный. В нем Кадыров призвал к выдворению из Чечни родственников боевиков. «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», – писал он.
В своем обращении к председателю СКР и Генпрокурору Каляпин обратил внимание, что в высказывании главы Чечни, на его взгляд, имеются признаки подстрекательства к совершению должностными лицами преступления по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В ответ Кадыров заявил, что деньги от зарубежных заказчиков исполнителям атаки на Грозный передал боевикам «человек по фамилии Каляпин». «Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь. А если подтвердится, предъявить спрос», – написал Кадыров в своем Instagram.
В среду в Москве неизвестные молодые люди, говорящие на чеченском языке, попытались сорвать пресс-конференцию правозащитников о проблеме коллективного наказания родственников боевиков как методе борьбы с вооруженным подпольем. «Вы скажите, как с ними бороться по-другому?», – с такими словами недоброжелатели закидали сырыми яйцами члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина. Как сообщил РБК очевидец инцидента, член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов, при входе в независимый пресс-центр молодые люди зарегистрировались в качестве представителей «Союза чеченской молодежи».
Председатель «Союза чеченской молодежи» Рустам Тапаев не стал отрицать, что присутствовал во время полемики Каляпина с молодыми людьми, бросавшими яйца, но заверил РБК, что не знаком с ними. При этом представитель чеченской молодежи разделяет возмущение мероприятием правозащитников. «14 сотрудников полиции погибли. Как можно говорить, что они не умеют воевать? Что они работают на камеру? Это люди которые стоят в авангарде борьбы с терроризмом, защищают российские города, чтобы здесь не взрывались бомбы», – сказал Тапаев.
Забрасывание Каляпина яйцами Тапаев назвал «мирным способом выразить протест».
Выселение семей боевиков и сжигание их домов представитель чеченской молодежи назвал «трагедией», но считает подобные меры вынужденным выбором меньшего из двух зол. «Это по крайней мере гуманнее, чем кровная месть родственников убитых полицейских», – рассуждает Тапаев. Он считает эффективной жесткую политику Кадырова в отношении вооруженного подполья. «Можно находить много минусов и перегибов, но есть результат, и результат налицо».
Задели имидж Чечни
Вылазка боевиков в Грозном стала следствием имиджа спокойного и контролируемого региона, который конкретные агентства и СМИ пытались сформировать Чечне на протяжении нескольких лет, но который не соответствует действительности, считает главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов. «Вылазка боевиков скорее всего преследовала цель опровергнуть этот имидж. Перед террористами всегда стоят прежде всего коммуникативные задачи. У них нет задачи удержать конкретные здания в течение определенного количества часов. У них всегда есть задача быть упомянутыми в СМИ. И в этот раз они ее достигли. Кроме того, если кто-то ставил боевикам задачу попасть в речь президента одной из самых влиятельных стран мира, то и с этим они справились», – говорит Шведов.
По мнению эксперта, новые попытки давления на оставшихся в регионе правозащитников демонстрируют стремление властей Чечни исключить появление любых негативных известий из региона в потоке хороших новостей. «Не стоит забывать, что Каляпин входит в Совет по правам человека при президенте и может донести критику чеченских чиновников напрямую до администрации президента. Если предположить, что какая-то выволочка Кадырова в Кремле имела место, то она могла продемонстрировать местным властям, что с правозащитниками пора действовать решительнее», – говорит Шведов.
Сам Каляпин считает, что попал в больное место для чеченского лидера в первую очередь своим заявлением в Следственный комитет. «Впервые мы напрямую обвинили Кадырова в противозаконных действиях, и у нас есть железные основания для привлечения его к ответственности за должностное преступление. Кадырову объяснили, что он подставился и подставил людей, которые стоят за ним».